Коллеги педагоги, конечно же подтвердят, что к каждому классу нужен свой подход. Для тех, кто также далек от педагогики, как я от капиталки движка Лады седан баклажан, поясню, что все педагоги должны образовывать, обучать и воспитывать своих подопечных. Что-то выходит на первый план, но важны все три составляющих.
Так как изменены имена моих учеников, то и я решила стать Инной Андреевной и здесь, и во всех своих дальнейших историях.
Итак, звенит первый звонок. Добро пожаловать в школу.
Самый спокойный из трех классов погрузил меня в атмосферу детского советского киномюзикла о Петрове и Васечкине. Это наивное и доброе детство, в котором школа - место получения знаний и дружбы, первой наивной любви и общения.
В 9 "А" классе я столкнулась с целеустремлёнными детьми, нацеленными на ВУЗ после окончания школы. И они приходили ко мне на уроки не только за отметками, но и за знаниями. За полгода нам предстояло освоить учебник за 9 класс полностью.
Узнав о моих планах, все дети воодушевились и обрадовались.
Однако женская половина не дала пасть духом.
Работа закипела. У меня получилось работать над образовательными навыками, благодаря тому, что дети обучались почти сами, легко, как в танце. Ребята отзывались на любую активность и я наслаждалась своей профессиональной деятельностью.
И, наверное, про "А" класс рассказать мне больше нечего... Викторины, КВНы, диспуты. Они смогли все. Программа была освоена полностью. Мы пели песни на английском (а как же в мюзикле без песен?).
Звенит звонок, и на 4 уроке - новая аудитория.
После трех уроков в 9 "А", меня ожидали три бесконечных академических часа в 9 "И".
Класс, собранный из творческих детей, проводящих досуг в храмах искусства музыкальных, танцевальных и художественных школах, погрузил меня в мир королевской Франции с привкусом советского колорита.
Не подумайте, что я, чувствовала себя там королевой, совсем нет. Этот образ выбран в связи с тем, что героиня Алисы Фрейндлих постоянно оказывалась мишенью в интригах других, а также совершала опрометчивые поступки, которые вели к тревогам и неприятным последствиям. Все же помнят ее 12 подвесок, подаренных герцогу Бэкингемскому?
О своей первой встрече с 9 "И" я рассказала в этой статье:
И я очень сильно ошиблась, приняв за Шерхана одного из гвардейцев кардинала. Проанализировав все исходные данные, я пришла к выводу, что на самом деле наша встреча выглядела примерно так:
...
И, конечно же, в коллективе нашлись и представители светлого, доброго, вечного...
Пытаясь разобраться в хитросплетениях подростковых отношений, я допустила серьезную ошибку.
Не хватило мне тогда ни знаний, не опыта обратить внимание на серого кардинала этого коллектива, занявшего стратегическую позицию за последней партой...
В этом классе мне приходилось вкладывать львиную долю усилий в обучение. Воспитывать их я бы не взялась, образовываться подростки не мечтали.
Некоторые занимались неохотно, а то и вовсе саботировали работу. Как преподавателю мне было очень тяжело проходить с ними программу.
Ришелье организовал 2 масштабные провокации в мой адрес, и я об этом постараюсь рассказать. Вспоминать о них достаточно неприятно до сих пор, и сложно писать рассказ без сниженной лексики легко и весело.
Зато история про парочку моих любимых мушкетеров почти готова. Скоро будет опубликована на канале.
А вот и звонок. Идем дальше.
В финале каждого рабочего дня меня ожидал строенный урок в классе коррекции поведения. К сожалению, несмотря на название, в этом классе просто собрали детей, чье поведение не вписывалось в социальные нормы, а с коррекцией дела обстояли не очень радужно.
С "коррекционным" классом я оказалась в мультипликационных джунглях по мотивам книг Киплинга.
Со временем 9 "Г", которого я боялась больше всего, меня приятно удивил. О встрече с ними я рассказала в той же статье, ссылку на которую уже давала выше.
Можно пофантазировать как это примерно смотрелось:
Когда в ответ на мое вежливое приветствие, последовал одинокий ответ в стиле:
я немного разозлилась и поприветствовала детей чуть жестче.
Детям, казалось, было искренне непонятно, что происходит.
Как в славных анекдотах про учительницу "Марьиванну", несколько детей азартно продолжали резаться в очко, девочки красились, повернувшись ко мне спиной. Но чувствовалось, что класс чего-то напряженно ждет. Возможно, они ждали когда я проявлю свою сущность, как и многие другие взрослые в их жизни...
Однако мне пришлось стать еще жестче, чтобы добиться тишины и внимания.
После того, как тишина и спокойствие были восстановлены, я сменила гнев на милость.
Проверив уровень знания детей, я загрустила. Ни о какой программе речи не шло. Только 2 ученика из класса могли бы ее осилить.
Поэтому на первое место вышло воспитание. Я для себя решила научить их хоть чему-нибудь (тем более, что администрация даже не рассчитывала на то, что ко мне на урок в принципе будут приходить), и мы работали с самыми простыми диалогами. Учились знакомиться, делать покупки в магазинах, обсуждать любимые фильмы. Я им успела по-настоящему дать четыре английских времени (а всего их 26). Материалы к урокам печатала на машинке. На обычной печатной машинке. Представляете?
Какой был основной воспитательный момент, выбранный мной?
К занятиям английским допускались только те ребята, которые показывали мне выполненную домашнюю работу по русскому и математике.
Зачем? - спросите Вы. Этот же вопрос прозвучал и в классе. Пришлось объяснить им, что в ПТУ их возьмут при условии хотя бы троек по этим двум предметам. А от попадания в ПТУ зависит их будущее.
Ученики возмущались, спорили, пыхтели, дулись как мышь на крупу, но сидели и делали русский и математику, пока другие учили и разыгрывали английские диалоги. через месяц на перемене передо мной вырастала стопка тетрадей по русскому и математике, а нарушители сидели и пытались списать доделать свои работы за перемену.
На заднюю парту отправлялись и обладатели двоек по русскому и математике. Им приходилось выполнять работу над ошибками.
Никакие аргументы не работали.
"Ну, пожалуйста!" "Вы должны нас английскому учить!!!" "я честно-пречестно все потом сделаю..." Багира была неумолима. Закон джунглей был суров.
И примерно на 3 уроке проявился местный Шерхан, объявив мне войну.
А что было потом - это уже совсем другая история...
Есть ли у Вас любимый мультипликационный или кинематографический образ педагога? Если да, то Мэри Поппинс и ещё какой?
Если Вам понравился, рассказ и Вы хотите прочесть другие истории из цикла моих (и не только) воспоминаний, то найти их Вы сможете здесь: