Найти тему

Готовые упражнения по русскому языку. Тема: виды речи (учебник 2011-2022 г.)

Курс русского языка для второго класса начинается с изучения речи. Опираясь на базовую информацию, которая содержится в учебнике, разберем что такое речь и какие виды речи бывают. Максимально подробно разбираем каждое упражнение.

Задания взяты из учебника по русскому языку для второго класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Программа – Школа России.

Задание 1 и задание 2.

Задания очень похожи между собой. Чтобы не повторяться, предлагаю ответ, который в равной степени можно применить в обоих случаях.

-2
-3

Как выполнить задания

Речь — это способность передавать что-либо словами. Речь помогает общению между людьми. С помощью речи можно получать новые знания, разговаривать с друзьями, что-либо обсуждать, делиться мыслями, согласовывать планы, договариваться о действиях и т.д.

Виды речи:

Устная – общение с помощью разговора. Это способность человека слушать собеседника и высказываться самому.

Письменная – общение с помощью написанных текстов (книги, письма, записки, сообщения). Сейчас письменная речь может быть не только на бумаге, но и при виртуальном общении – в интернете, телефоне, мессенджерах, социальных сетях и т.д.

Внутренняя – речь «про себя», когда человек размышляет, думает.

Первой возникла внутренняя речь – когда древние люди еще не могли разговаривать, но уже о чем-то думали, принимали решение и совершали поступки. Затем человек научился выражать свои мысли набором определенных звуков, появились слова и языки – это была уже устная речь. Намного позже, спустя столетия, люди научились фиксировать слова с помощью знаков (букв) – выбивать на камне, выцарапывать на бересте или коже, писать на бумаге. Так появилась письменная речь.

Задание 3.

-4

Как выполнить задание

°

Смысл предложения: любой человек на протяжении всей жизни использует речь для общения.

Примеры:

  • родители разговаривают с ребенком;
  • дети слушают речь учителя в школе;
  • люди выбирают товар в магазине, при этом общаются с продавцом;
  • взрослые и дети смотрят фильмы и слушают речь главных героев.

°

На рисунках мы видим, в каких случаях используется речь:

  • мама что-то интересное рассказывает малышу;
  • мальчик заступился за девочку и объясняет другому мальчику в чем он не прав;
  • школьник читает книгу (письменную речь).

°

У каждого народа есть свой национальный язык. Жители России общаются на русском языке.

Задание 4.

-5

Как выполнить задание

°

Данная речь принадлежит врачу. Это можно определить по словам: кто из вас болен, поставьте градусник, проглотить порошок, пить микстуру.

Вывод: если собеседник использует специальные слова, по его речи можно определить его профессию.

°

Слово здравствуйте люди употребляют при встрече с другими людьми.

Слова-приветствия: привет, салют, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Задание 5.

-6

Как выполнить задание

°

1. Девочка разговаривает со сказочной речкой. Сперва спрашивает куда улетели гуси-лебеди, а потом просит речку ее спрятать.

2. Старуха ругает деда и посылает его к рыбке.

°

В первый раз девочка говорит с речкой грубо, обижает ее - отказывается от киселя с молочком, потому что дома еда лучше («у моего батюшки и сливочки не едятся»). Во второй раз девочка обращается к речке с уважением, называет ее матушкой, а затем благодарит за угощение.

Высокомерная речь говорит о том, что девочка плохо воспитана. Но, она повела себя хорошо, когда исполнила просьбу речки и научилась говорить вежливые слова (матушка, спасибо). За это речка помогла девочке спрятаться.

°

Это слова старухи, в сказке она является отрицательным персонажем, что отражается в ее речи. Старуха использует только грубые слова, обидно обзывает старика. Она не просит, а насильно отправляет своего мужа к рыбке. Вся речь старухи пронизана жадностью, злостью и недовольством.

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте:

Изучение шипящих звуков во втором классе: готовое домашнее задание, часть 3.