Я не берусь сказать, что я “Бог фуд-фотографии”, что открою вам все неписанные истины и следовать им стоит безоговорочно. Я вообще не фуд-фотограф, я кондитер. Но - очень люблю сама фотографировать свои десерты и блюда для рецептов, которыми делюсь. Так же во всех моих кулинарных книгах - только мои фотографии. У меня нет ассистентов, помощников, дизайнеров, фотографов и какой-либо команды. Пока что все делаю сама.
Просто хочу рассказать на своем примере свой личный опыт и рост (а тут даже сама на свой скромный взгляд считаю, что он заметен). Но все равно порой нуждаюсь в советах своих друзей настоящих фотографах. Проблемная часть – искусственный свет, его расстановка, избежание грубых теней при этом и пересветов. Мне есть над чем работать и это здорово.
Статья актуальна, как никогда. Вижу порой прекрасные работы, но сфотографированы они так, что весь образ, вся задумка теряется мгновенно.
В этой статье мы разберем мой личный опыт за последние 10 лет работы – десерты и фотографии, все о моей фото-кулинарной жизни. С чего я начинала, какая была аппаратура, какие были ошибки и мое видение того времени. И что имеем на сегодняшний день. Может быть, кому-то это поможет увидеть свои собственные ошибки, а мое решение и выводы, подтолкнут к новым идеям.
С чего все началось… То есть вообще, абсолютно все! У меня было время и желание что-то делать. Причем, главным фактором являлось то, что результат я должна видеть, как можно в быстрее. Так выбор пал на кулинарию. Я творчески задействована, самовыражаюсь, дома все сыты, я довольна.
Из техники – мной лично купленный Canon G9.
Условия:
Мы живем на съемной квартире, однокомнатной. Кухня 10 кв. м. Имелась плита, мамин (а судя по состоянию, скорее всего даже бабушкин) миксер, ножи, сковородки, несколько разделочных досок. В скором времени добавилась парочка форм для выпечки.
Примерная схема кухни:
Стол стоял у стены, свет получался слева сзади. Искусственный свет – одна лампочка на 60Вт (свет желтый) в центре потолка. Вечером – очень темно. А готовила я в основном к вечеру, к приходу мужа. Т.е. все рассчитывалось таким образом, чтобы он входил в дверь – а я свежее, с пылу, с жару, доставала из духовки и накладывала в тарелки, очень быстро фотографировала и сразу же приступали к ужину.
Что получалось:
Так же, обратите внимание, подпись на фотографии у меня “скакала”, как ей вздумается. Я старалась ее передвинуть куда-то, чтобы она минимально попадала на еду. Так вот – если вы все-таки ставить какую-либо подпись на ваши фотографии, делать это надо системно только в одном месте, всегда.
Итак, что мы видим? Дикое, катастрофическое нагромождение всего в тарелке. Никакой композиции, никакой эстетики. Когда в блюдо не воткнуть даже вилку таким образом, чтобы ничего не вывалилось за край. Это была основная ошибка. Я даже не задумывалась о том, чтобы отдельно засервировать, отдельно красиво уложить кусочки и сфотографировать их. Все было четко отработано – со сковороды в тарелку, очень голодному мужу, который «быка готов был съесть». Значит побольше!
Варианты для исправления:
Если у вас какой-то нарезной вид ужина, как на первом фото – поставьте небольшой кусочек на достаточно большую тарелку, чтобы был простор. Треугольный кусок блюда (в данном случае “Капуста по-грасски с соусом “Аврора”) поставить ни в коем случае не в центр тарелки, а сместить расположение ближе к одному краю. Соус распределить вытянутым треугольником, ровно параллельно срезу куска блюда. Положить две половинки томата-черри. Все. Будет лаконично и, даже такое не презентабельное, казалось бы блюдо, сразу заиграет в очень выигрышном свете.
Второе блюдо в качестве примера – подача пасты. Никогда не фотографируйте полную тарелку, чтобы макароны еще свисали с ее краев. Все верят вам, что вы готовите не на 10 тонких нитей спагетти с воткнутой на вилке одинокой креветкой. Если готовить – то, чтобы хватило всем и, главное, чтобы наелся мужчина, который лишь вопросительно поднимет за хвост ту самую креветку, если ее подать в таком виде. Но… думайте об эстетике презентации вашего блюда. Его должно быть “не много”, мы это увидим из списка ингредиентов, а его должно хотеться съесть нам все, сразу и без промедления. Блюдо должно вызывать аппетит.
Как пример "Спагетти с малиной" по рецепту Алена Дюкасса:
Ну и пирог… тут и так понятно – нельзя с выпечкой так… Если хотите показать срез – он должен быть чистым, без нагромождения слоев кусков, чтобы была видна текстура теста, его пористость или плотность, количество начинки, ее разнообразие.
Итак, вторая «болезнь» начинающего фуд-фотографа – показать, как много получилось. Если сковорода котлет – то смотрите, какой большой улов! Минимум труда, и неделю можете спать спокойно.
А если булочек - то целая кастрюля, разрез тоже не нужен.
О свете и постановках:
Вспышек никаких дополнительных не было. В постановках меня не смущало то, что на заднем плане может стоять что-то лишнее (рука, чашка, пакет кефира, кусок салфетки). План старалась делать максимально крупно:
Да и украшением тортов особо не занималась...
Что же было дальше?
Дальше я решилась взять фотоаппарат, который нам подарили на свадьбу: Canon 450D, с родным объективом и стационарной вспышкой.
Начала выстраивать фоны, в основном – загибая их на стену, чтобы создать вид «единого пространства», но смотрелось – как ковер на стене. А так же, жестоко обрезая на фотографиях негодное лишнее пространство. От чего они все становились разноразмерными.
Но и это иногда не спасало. Мне катастрофически не хватало света.
Торты. Они давались сложнее всего. Я уже начинала задумываться о композиции, но еще не могла понять, что куда вставить или поставить. Вдобавок ко всему, различного рода красивых тряпочек, тарелочек, вилочек и ножичек – еще не было приобретено. Стол таскала по всей кухне, в погоне за светом.
Следующий этап:
Муж подарил дополнительную вспышку. Небольшую – но и это уже апгрейд – Canon 450EX II.
На шкафчиками, что рядом с плитой (см. схему выше), к их дну прикрутил длинные лампы, чтобы мне светлее было готовить. Я там стала фотографировать (на стиральной машинке). А что? Вечер, за окном темно, у стены тоже – а тут свет прямо сверху и на блюдо!
Если торт высокий и надо было что-то постелить на стену – на скотч прямо к плитке прилеплялась бумажная скатерть.
Очень много фотографий было сделано именно таким манером. Я не замечала грубые тени, блики и отблески и того, как не красиво смотрится задранный задний фон. Еду видно? И хорошо. Вспышка направлялась “вперед”, на само блюдо, чтобы максимально его осветить. Тени, опять же, созданные благодаря такому эффекту, я не замечала. Куда ж без них?
Пока не наступил один из переломных моментов. Ко мне пришел хороший друг, замечательный фотограф Георгий, он же Жора. Мой друг, подобно жонглеру, менял объективы, выставлял свет из дополнительных вспышек, выстраивал композиции. Мне нравилась каждая фотография, сделанная им. Я стояла и пыталась не дыша, запоминать все его схемы постановки, манипуляции с кнопочками и поворотами вспышки.
Он сказал мне уйти от шкафчиков, показал доселе невиданные мной кнопки на фотоаппарате, что-то настроил и, о чудо, фотографии стали светлее! Правда я ничего не запомнила, настолько пребывала в эйфории от новых возможностей. Вспышку он настоятельно рекомендовал держать “вверх”, чтобы получался рассеянный свет – тени, как по волшебству, стали мягче. Я начала экспериментировать.
Что-то получалось засвеченным и не понятным:
А что-то даже начинало приобретать нужные оттенки.
Наконец, стол был передвинут окончательно к окну.
А я начала «баловаться» коллажами.
Все больше входила во вкус. Мне нравилось готовить всегда, а тут – еще и фотографировать! Самой создавать легенды, образы, красивые экспозиции, какую-то мини-сказку, где главными героями выступали мною же созданные десерты.
Как верно подметила одна девушка, что по моим фотографиям видно- вдохновение идет именно от десертов, основные блюда – сдержаны, лаконичны, без особой фантазии. Но торты, пирожные – это маленькая история в целом шедевре.
Я не буду говорить, что сразу у меня все стало получаться. Нет, ляпы есть и будут всегда. Я еще не умела выставлять свет, баланс белого на фотоаппарате. Даже фокус! Фотографировала в автоматическом режиме. Я ждала определенного момента – когда солнце перестанет светить в окно, но еще не совсем уйдет. Сидела и ждала, когда последний яркий луч спрячется за стену, чтобы достать торт и поскорее его сфотографировать. Иногда терпение меня подводило.
Следующий этап – ко мне пришла чудесная прекрасная девушка Света, так же профессиональный фотограф. И сказала: «Шарик, ты балбес». Да, практически так и сказала. Она была уверена, глядя на мои удачные фотографии, что я со своей аппаратурой «на ты». А оказалось, я знаю только большую черную кнопочку, на которую надо нажимать, чтобы получился кадр. Да-да. Все остальные кнопки для меня являлись страшным дополнением, нажав на которые я могла испортить карму будущих фотографий. К настройкам вообще боялась притрагиваться – как Жора выставил, так оставить и надо. Если что-то намудрю и забуду – все, фотоаппарат испорчен и мне никогда не вернуться к тому, что уже было.
В итоге, мне была показана выдержка, баланс белого, ISO. Света рассказала много интересного, показала и заставила тут же, не отходя от места покрутить все, что возможно крутить и тут же проверить ее слова на деле. А так же она заставила меня вытащить, расчехлить и поставить вместо старенького объектива, новенький Sigma 50мм, который я упорно считала портретным объективом. И «оооо», что тут началось… Да, близко он не может фокусироваться, только на более или менее дальние расстояния и общие картины. Для детальных кадров я еще возвращала старый объектив. Но уже видела разницу – такие фотографии более темные и менее четкие, менее яркие. А так же уверенно стала фотографироть в RAW, обрабатывать этот формат и только потом переводить в JPG.
К тому времени у меня уже все шкафы ломились от красивой посуды (естественно не наборы, а поштучные), от всевозможных тряпочек, шарфиков, платочков, салфеточек. Время от времени я брала мужа и мы делали облавы на тканевые магазины – метр того, метр сего, еще метр вот этого.
От ярких и воздушных шифоновых образов:
Я переходила к шелкам:
А потом ко льну.
Так и не найдя пока своего собственного единого стиля, я продолжала печь и фотографировать неистово. Оно, конечно хорошо – когда твои фотографии узнаются сразу же, без подписи, только по цветам, текстурам фона, изящному штриху, присутствующему на каждом фото. Но с другой стороны – так хочется быть разной, неординарной, непосредственной, легкой!
Что было дальше? На Новый Год я получила шикарный подарок: Sigma 150mm.
Кто не знает – это макро объектив. Который весит почти килограмм. И штатив к нему. Знаете, что получается с такой мощностью:
И это самые первые сделанные фотографии при помощи нового объектива. Да, тоже не блестяще – на кофейный зернах фокус только на двух, орешек немного размыт и засвечен. Но я так была счастлива, вы только посмотрите на это! Я кофейные зерна, даже поднеся к глазам вплотную, никогда не смогу так хорошо рассмотреть!
А на день рождение, что следует всегда почти сразу нового года… на день рождения я получила стойки с дополнительным светом и «софт-бокс».
И вот, первый переезд. Другая квартира и только на полгода. Возможности фотографировать на кухне – нет. Окно одно, в дальней самой стороне, около которого стоит лишь диван, а за окном застекленная лоджия. Потыкавшись во все углы большой кухни, совмещенной с гостиной, с одним единственным окном-лоджией, было принято решение снимать на лоджии. Схема выглядела примерно так:
В холод, зной, осенью и зимой, я снимала там. В две стены – сплошные окна, от пола до потолка. Стол вытянутый стоял ко мне, ткани крепились прямо на стену. Фотографировать тоже можно было четко по времени, в зависимости от погодных условий и времени года. Но это было уже на порядок лучше.
Без вспышки совсем, только естественный свет.
Важно – цветовая гамма ваших фонов ни в коем случае не должна быть слишком яркой, чтобы появилась резь в глазах и толком невозможно было рассмотреть саму задумку и блюдо. Так же – грамотное расположение дополнительных предметов – не слишком много, и не слишком мало – и всегда, на переднем фоне то, на что вы делаете акцент.
Итак, у меня появилось больше пространства – длинный стол, метра полтора, где я могла полностью разложить свои ткани и сделать эффект “объема”. Но минусы от такого места – с утра снимать в солнечную погоду невозможно, от солнца некуда скрыться и все либо засвечено, либо с дичайшими грубыми тенями. Поэтому, мое время было строго после 17 часов и не более часа-полутора, ближе к лету подольше, конечно, пока солнце не сядет.
И снова переезд. Квартира на последнем 10-м этаже. Огромная кухня, совмещенная с гостиной, 4 больших окна. Стол, который был и обеденным, и для досуга и прекрасно трансформирующийся в “студию” был выставлен следующим образом:
И – новый этап для меня, как в качестве фотографа – уход от “постановочно-предметной” съемки, где много дополнительных образов вокруг блюда – цветы, тарелки, вазы, ложки, зерна кофе, орешки и т.п. к более профессиональному, студийному уровню.
Когда только фон, десерт и ничего более. Ничего не должно отвлекать от деталей изделия, четкий фокус на весь торт: вид сбоку, вид сверху, разрез, где виден весь узор, весь рисунок. Этот момент пришел тогда, когда я разговаривала с издательством одного французского профессионального кулинарного журнала "So Good". Они сказали – мои десерты на высоте, но фотографии… все эти зерна, тряпочки… это не выглядит профессионально, не соответствует тому уровню, который я задаю. Я все еще разрывалась между моим любимым сайтом с рецептами и придерживаясь этого стиля, и моей профессиональной карьерой кондитера.
Они хотели разместить мои рецепты, но сказали – все вот эти лопаточки, зернышки – лишние. Переделайте, пожалуйста, чтобы все тоже самое, но на студийном черном или белом фоне, без какого бы то ни было дополнительного антуража. И началась погоня за фоном. Белых было много, но мне катастрофически не нравилось то, что получается на таком фоне. Десерт выглядел “плоским” и каким-то не таким аппетитным, не интересным, блеклым, “вырезанным”.
Но я не отрицаю, что мне не хватает опыта еще фотографирования на светлом. Возможно дело в этом. Другое дело, когда я нашла черный фон и вот тогда, как будто нашла себя.
Четко виден рисунок и узор, линии и текстура, ничего не слепит и не забивает глаза “лишним”. Сейчас я фотографирую только так (мои десерты для мастер-классов, для портфолио, для журналов, для интервью, для работы одним словом). Не боясь меняю объективы и все еще нежно люблю макро.
А вот фотографии, которые были выбраны для журнала:
Но, это касается профессиональной части моей деятельности. Что же с сайтом? Увы, я совсем отошла от пошаговых фотографий, на это больше совершенно нет времени. Мой график жизни на столько стремительный и насыщенный, что порой просыпаясь, я не сразу понимаю в какой части земного шара я оказалась на данный момент – перелеты, смена часовых поясов, огромный объем работы. Когда я дома – это тренировки перед новыми мастер-классами, сложнейшая работа над отшлифовкой десертов, создание нового, тестирование идей, сочетаний, вкусов в поисках своего личного идеала. Но “Никсю” оставить не могу. Это такое мое родное, такие родные вы. Мы столько лет были вместе (с 2010 года существует сайт!) и сейчас это уже наш с вами семейный портал, где все вы помогаете советами “новичкам”, когда я не могу ответить, делитесь своими радостями и достижениями, впечатлениями о приготовленном и самыми дорогими мнениями – мнениями ваших близких. Я бесконечно благодарна вам за это. И для сайта я продолжаю фотографировать с “антуражем”, с обстановкой, с моими тканями, так же тщательно работая со светом и отражателем.
В чем главное различие – профессиональной деятельности и той деятельностью, которую я веду для вас на этом сайте? Более приемлемый, доступный образ десерта. Не усложненный, без излишне сложных шоколадных декоров, которые объяснить на словах, текстом, на цифрах и пальцах – невозможно. Подобные рецептуры – это только для мастер-классов. Новые сложные формы, схемы сборки… они лишь испугают. Вы посмотрите на такие картинки, скажите “да, красиво…” но мало кто решиться повторить, найти сложные, редкие, дорогие ингредиенты (глюкозу-то не все могут найти, что там говорить о большем), купить специальные дорогостоящие формы для муссов, желе, мусслинов, кремю и кремов, тоже мало кто решиться. Особенно, если в вашем городе это вообще не достать. Мой ассортимент с того времени, как я только начала готовить, с двух с половиной формочек для выпечки, одной бабушкиной скалки и странного ручного миксера, значительно вырос. И если все это я буду использовать для сайта в своих рецептах для вас…
Небольшая часть кулинарных книг на многих языках.
На этом сайте моя задача дать вам базу, основу из доступного, из реального, из того, что более или менее можно найти в магазинах или, на крайний случай, интернет магазинах. Десерт, блюдо показать с такой стороны, с такого ракурса и с такой подачей, чтобы он был теплым, чтобы согревал ваш взгляд и сердце, вам хотелось его приготовить самой, а не просто полюбоваться на профессиональное студийное фото. И именно поэтому рецепты с моих мастер-классов с шефами я выбираю для “подарка” для вас – доступные, легко приготовляемые не на профессиональной кухне с шоком, конвектоматом, а то, что вы сможете сделать однажды после работы или в выходной день для ваших родных. Даже когда я перевожу иностранные профессиональные рецепты, чтобы открыть вам частичку нового мира – я стараюсь найти такие рецепты, чтобы они были новые, интересные и доступные. И потом, когда вы освоите эти базы, перестанете бояться нагревать карамель, будете посмеиваться над вопросом, как замачивать желатин, поймете для чего так важно дать “отдохнуть” песочному тесту. О, тогда мы с вами встретимся на мастер-классах и развернемся во всю силу своих желаний и возможностей!
По фотографии, будь то для сайта или для портфолио, что для меня осталось неизменным – это обязательно, непременно, должен быть разрез. Как бы красиво вы не украсили торт, сколькими бы видами глазури и велюра вы бы его не покрыли, что бы не нагромоздили сверху, как многие любят сейчас, делая полный авангард и как бы красиво вы не описали ваш десерт словами… это может быть просто болванкой. Без разреза, где так же точно будет видно ваше мастерство и искусство красивого “среза”, рисунка внутри, текстуры мусс, эти пузырьки в нем… это ничто. Вы не вызовите таким образом и полного доверия, и интереса, и заинтересованности и аппетита. Даже если вы работаете на заказ, потратьте время и деньги на ингредиенты, чтобы приготовить торт один раз ради разреза. Это окупится и не один раз. Но сделайте все чисто, честно, аккуратно, с уважением к вашим клиентам, студентам, последователям.
Правда же, так лучше?
Вот такие результаты и выводы на сегодняшний день. Учитывая, что начинала я с небольшой мыльницей и полутемным помещением, сейчас моя кухня напоминает больше фото студию с плитой в придачу. “Что дальше будет – неизвестно, хотя не трудно предсказать” (с) Ария
Творите, пеките, а я всегда буду с вами и помогу, чем смогу.
Всегда ваша,
Я