Пока интернет бурлит вокруг хайп-трейлера "Принцессы Мононоке" с живыми актёрами, созданного при помощи нейросетей, и все увлечённо обсуждают, каким мог бы быть этот фильм в современной реальности, истинные поклонники творчества Хаяо Миядзаки знают, что сам маэстро едва ли подумал: «Ничего себе, ребята развлекаются!» Миядзаки, чьи работы всегда были пропитаны глубокими размышлениями о природе, человечестве и их взаимоотношениях, уже давно дал нам пищу для размышлений о том, как технологии влияют на искусство и общество. "Принцесса Мононоке" стала не только важной вехой в карьере Миядзаки, но и внесла значительный вклад в мировую культуру, исследуя сложные вопросы экологии, конфликтов и гармонии между человеком и природой. Для тех, кто хочет понять, что лежит за этой захватывающей историей, самое время окунуться в процесс создания одного из величайших шедевров анимации.
Хаяо Миядзаки — легендарный японский режиссёр-аниматор, который создал множество известных фильмов. Он стал обладателем «Оскара» за лучший анимационный фильм "Унесённые призраками". Его произведения, "Ходячий замок", "Мой сосед Тоторо", "Навсикая из Долины ветров" и другие покорили сердца многих поколений, вызывая восхищение и любовь к его уникальному стилю и глубоким историям. Однако "Принцесса Мононоке", выпущенная в 1997 году, остаётся одной из его самых значительных и глубоких работ.
Идея и вдохновение
Идея фильма "Принцесса Мононоке" появилась у Миядзаки задолго до его производства. Вдохновение черпал из древней японской мифологии, где "мононоке" — это духи и демоны, представляющие могущественные силы природы. Но корни фильма лежат также в личных наблюдениях Миядзаки за изменениями, происходящими в окружающем мире. Сам режиссёр неоднократно признавался, что в центре его внимания всегда находились проблемы экологии и конфликт между цивилизацией и дикой природой. События фильма происходят в период Мурамати (1336–1573 годы), когда Япония находилась на перепутье между старинным, сельскохозяйственным обществом и промышленным прогрессом. Миядзаки стремился показать мир, где традиции начинают разрушаться под напором технологий и промышленности. «Принцесса Мононоке», как и любое фэнтези, уходит корнями в реальные события. Историзм картины заключён не только в антураже периода Муромати, но и в чувстве изолированности от внешнего мира, свойственной стране восходящего солнца. На фоне этой привязки к восточной культуре странно узнавать, что авторы «вдохновлялись» конфликтом в Югославии — в обоих случаях война оказывается неизбежной и непреодолимой катастрофой, когда нельзя понять, на чьей стороне правда.
Мир "Принцессы Мононоке"
Одним из главных героев фильма является сама природа. Леса, горы, реки и животные представлены не просто как фон, а как активные участники действия. Олени, кабаны, волки, духи природы — все они наделены волей и разумом. Каждый лесной житель обладает своей историей, и Миядзаки делает их полноценными персонажами. Природа не подчинена человеку, как часто бывает в кино, а находится с ним на равных. Особое внимание заслуживает Лесной дух, могущественное существо, которое способно даровать и жизнь, и смерть. Он олицетворяет естественный порядок вещей: природа не является доброй или злой, она просто существует, и люди должны учиться жить в гармонии с ней.
Мир «Принцессы Мононоке» — это конфликт цивилизации и природы, где каждый персонаж идёт к своей цели. Мультфильм раскрывает многослойные вопросы экологической катастрофы, индустриализации и феминизма, делая его невероятно актуальным. Главные персонажи — принц Аситака и принцесса Сан — оказываются втянутыми в этот конфликт. Аситака пытается найти баланс и примирение между миром людей и мирами духов природы. В отличие от многих других героев, он не стремится к победе любой ценой, а ищет путь к гармонии. Принц Аситака в первую очередь миротворец. Когда на его родное селение нападает проклятый вепрь, принц сначала пытается договориться с ним и избежать конфликта, и лишь потом, когда столкновение неизбежно, убивает разгневанного кабана. В то же время Сан, принцесса Мононоке, выращенная волками — образец непримиримой борьбы с человечеством.
Миядзаки, однако, не предлагает простых решений. В фильме нет абсолютно хороших или плохих персонажей. Например, Леди Эбоси, управляющая Железным городом, представляет собой символ человеческого прогресса. Она вырубает леса ради развития промышленности, но в то же время помогает больным и изгнанникам, что делает её многосложной фигурой.
Процесс создания "Принцессы Мононоке" был долгим и сложным. Миядзаки был известен своим вниманием к деталям и требовательностью. В фильме использовано более 80 000 кадров анимации, что было невероятно для того времени. Это был также первый проект Studio Ghibli, в котором частично применялась компьютерная графика — но только там, где это было необходимо, чтобы сохранить естественность визуального ряда.
"Принцесса Мононоке" остаётся актуальной и сегодня. В мире, где экологические проблемы становятся всё острее, фильм Миядзаки напоминает нам о важности гармонии с природой. Он учит тому, что разрушение природных ресурсов не может быть оправдано, даже если это приносит пользу отдельным людям. Миядзаки предлагает зрителям задуматься о будущем человечества и необходимости ответственного отношения к окружающему миру. Реальность оказывается ближе и опаснее, чем кажется, и концовка фильма констатирует: девственных лесов больше нет, прекрасная эпоха ушла. Два с лишним часа мультфильм сталкивает друг с другом противоположности: сталь и листву, жизнь и смерть, ненависть и милосердие. «Игра на контрастах, вместе с богатой проблематикой делает «Принцессу Мононоке» новой классикой и одним из самых важных аниме даже наших дней.»
Для более глубокого понимания творчества Хаяо Миядзаки и "Принцессы Мононоке", можно ознакомиться с дополнительными источниками:
1. Susan Napier «Anime from Akira to Princess Mononoke». Palgrave Macmillan, 2001.
2. Helen McCarthy «Hayao Miyazaki: Master of Japanese Animation». Stone Bridge Press, 1999.
3. Roger Ebert. «Princess Mononoke Movie Review (1999)» - доступно на сайте[rogerebert.com](https://www.rogerebert.com/reviews/princess-mononoke-1999).