Найти в Дзене
Хотите Знать?

Выживание в открытом океане: повседневная жизнь на старинных кораблях

Оглавление

Приветствую вас, друзья! Вы на канале «Хотите Знать?», и я, его автор — Леонид Блудилин. Современный человек привык к комфорту, который дарит нам прогресс цивилизации. Связаться с кем-то на другом конце планеты — всего лишь вопрос мгновения: достаём смартфон, касаемся экрана — и вот уже можно писать, звонить или отправлять видео, будто расстояния просто не существует.

Тысячи километров преодолеваются за часы на борту самолёта или за минуты, если вам посчастливилось оказаться на космической станции. Туристы сегодня путешествуют по всему миру в условиях роскоши на борту океанских лайнеров, напоминающих целые города, которые вмещают тысячи пассажиров и сотни тонн грузов. Но так было не всегда.

Изображение создано нейросетью
Изображение создано нейросетью

Ещё несколько веков назад пересечь океан считалось грандиозным испытанием. Маленькие парусники водоизмещением всего 60–100 тонн с трудом справлялись с длительными путешествиями по бескрайним водным просторам. Один шторм мог стать последней точкой в судьбе корабля и его команды.

Моряки неделями, а иногда и месяцами не видели земли. Они сталкивались с жестокой стихией, болезнями, нередко погибали, но не отступали — открывали новые острова и континенты, везли грузы и прокладывали торговые пути. В этой статье я расскажу о том, как люди выживали в таких условиях и каким образом осуществлялись эти удивительные морские переходы.

Человеку необходимы еда, вода и сон, а также возможность удовлетворять другие физиологические потребности. Всё это должно было быть обеспечено на борту деревянного парусника, отправившегося в долгое плавание. Мы познакомим вас с историческими свидетельствами тех, кто пережил подобные путешествия.

Изображение из интернета
Изображение из интернета

1544 год. Доминиканский монах Томас де ла Торре, пересекавший Атлантику с Бартоломео де Лас Касасом, оставил жуткие воспоминания о своём путешествии:

«Корабль был как тесная тюрьма, без цепей и колодок, но ещё более суровая, потому что страх кораблекрушения никогда не покидал нас. Жара была невыносимой, а постелью чаще всего служил голый пол. Некоторые имели с собой маленькие подушки, но они были жёсткими и неудобными. Постоянные тошнота и болезни доводили людей до отчаяния. От жары и соли хотелось пить, но воды было очень мало, а еда состояла из сухого печенья и солёных продуктов. На корабле царил нестерпимый смрад, особенно в трюме, а блохи кусали заживо».

1610 год. Французский путешественник Жан Маке описал свою поездку из Португалии в Гоа, также через Атлантический и Индийский океаны:

Изображение создано нейросетью
Изображение создано нейросетью

«На корабле царил хаос. Люди тошнили и испражнялись прямо друг на друга. Повсюду слышались стоны и крики тех, кого мучила жажда и морская болезнь. Все проклинали себя и своё решение отправиться в плавание. Всё кругом гнило — одежда, вещи, даже человеческое тело покрывалось червями. Из-за постоянных дождей всё мокло, и невозможно было высушить ни одежду, ни одеяла, которые я был вынужден носить на себе, чтобы хоть как-то согреться».

Эти воспоминания — лишь малая часть того, через что проходили люди, покорявшие океаны на хрупких деревянных судёнышках. Жестокая реальность тех времён помогла современному миру осознать ценность комфорта и безопасности, которыми мы сегодня обладаем.

В 1697 году итальянский путешественник Франческо Гемелли отправился в плавание через Тихий океан на испанском галеоне, следуя маршрутом из Манилы в Акапулько. Его воспоминания о путешествии полны тягот и страданий: голод, жажда, непрекращающаяся тошнота, леденящий холод, и постоянное ощущение, что тебя швыряет с одного конца корабля на другой под ударами яростных волн. Невозможно было уединиться даже на мгновение.

Изображение из интернета
Изображение из интернета

Корабль буквально кишел мелкими грызунами. Эти крысы, питающиеся остатками галет и печенья, размножались с пугающей скоростью. Очень скоро они начали бегать не только по каютам и постелям моряков, но и по их тарелкам. Пищу разделяли с мухами, которые падали в тарелки с супом, и с червями всех видов, всплывающими на поверхность. Личинки обильно присутствовали в каждом куске еды. В так называемые рыбные дни, обычно подавали тухлую рыбу, сваренную в солёной воде. Днём же варили бобовый суп, в котором личинки плавали, словно это было его неотъемлемой частью.

В древности моряки чаще всего пользовались каботажным способом мореплавания, то есть старались держаться ближе к берегу. На ночь они обычно швартовались, сходили на сушу, где могли разжечь костёр, приготовить горячую пищу и отдохнуть под открытым небом. Это означало, что их маршруты ограничивались береговой линией и наличием удобных бухт. Даже пересечение Средиземного моря, казалось бы, внутреннего моря древних цивилизаций, не представляло особой сложности, если плавать кратчайшими путями при хорошей погоде. Поэтому парадоксально, но быт и питание моряков в античные времена были более приемлемыми, чем в Средние века.

Изображение из интернета
Изображение из интернета

После падения Римской империи наступили мрачные времена Средневековья. Однако, вопреки общепринятому мнению о культурном упадке, мореплавание продолжало активно развиваться. Одними из самых смелых мореплавателей того времени были викинги. Их дракары, украшенные головами змей и драконов, пересекали моря, появляясь у берегов Англии и даже Средиземноморья.

Для таких дальних походов требовались не только мужество и смекалка, но и продуманный рацион. Оказаться в открытом море на деревянном корабле на несколько месяцев было настоящим испытанием. Помимо свежевыловленной рыбы, в рацион моряков входили вяленое мясо и сушёные овощи. Основным продуктом стал сушёный хлеб, который со временем трансформировался в сухари. Вода, хранившаяся в ненадёжных деревянных бочках, часто портилась и становилась непригодной для питья. Чтобы избежать этого, моряки постепенно перешли на более устойчивые напитки, такие как дешёвый эль или более дорогой мёд. Алкоголь, в отличие от воды, дольше сохранял свои свойства и меньше подвергался порче.

Изображение из интернета
Изображение из интернета

Интересен тот факт, что суровые скандинавские мореплаватели часто брали с собой в походы живой скот — коз, овец, птицу, которые постепенно забивали и употребляли в пищу в течение всего плавания. Это позволяло им хоть ненадолго сохранить свежие продукты и поддерживать силы в долгих путешествиях по бескрайним морям.

Еду на борту готовили прямо на палубах, не обращая внимания на бушующие вокруг стихии. Когда в школах рассказывают об эпохе Великих географических открытий, редко упоминается, какие испытания выпали на долю экипажей кораблей, отправившихся в далекие или даже кругосветные походы. Моряки сталкивались не только с ужасами штормов или сковывающим мёртвым штилем, но и с прозаическими бытовыми проблемами, которые зачастую оказывались куда серьёзнее любых природных катаклизмов.

Так, в знаменитом походе Васко да Гама в Индию из 170 человек экипажа вернулись только 55. И дело было не только в опасностях пути — большинство погибло от болезней, голода и тягот морской жизни. Похожие трудности испытывали и другие экспедиции — Колумб, Магеллан и их команды сталкивались с одинаковыми проблемами. Одной из главных забот капитана, баталера (ответственного за распределение воды, алкоголя) и кока было питание экипажа. Со времён первых морских экспедиций вопрос обеспечения моряков едой и водой стал особенно остро стоять перед командованием флотов.

Изображение из интернета
Изображение из интернета

С течением времени к поиску решений подключились даже учёные. Лучшие умы того времени трудились над вопросом консервации пищи и воды. Основой рациона, как и тысячи лет назад, оставались хлеб и вода. Однако, если хлеб можно было превратить в сухари, то с водой ситуация обстояла гораздо хуже. Вода в деревянных бочках за месяц-другой плавания превращалась в зловонную жижу, а сами бочки становились рассадниками грибка и болезнетворных бактерий.

Ещё древние римляне пытались продлить срок хранения воды, добавляя в неё уксус. Позже пробовали добавлять лимонный сок или химические вещества, но всё это давало лишь кратковременный результат — максимум 2–3 недели. Лишь к середине XIX века с появлением на кораблях оцинкованных железных баков для воды проблема начала решаться. До этого же моряки полагались на дождевую воду или использовали древние способы: подвешивали к борту овечьи шкуры, из которых затем отжимали несколько литров воды.

С хлебом ситуация также оставляла желать лучшего. Морские сухари, или галеты, были настолько твёрдыми, что их едва могли разгрызть даже здоровые люди, не говоря уж о матросах, ослабленных болезнями, такими как цинга. Чтобы съесть эти сухари, их толкли в ступках, размягчали водой, а затем добавляли специи, соль, бобы или чечевицу, сало или сахар. Этот странный "деликатес" называли «собачьим пирожным», хотя его вкус был отвратительным. Даже в сухарях нередко заводились личинки долгоносиков, и матросы предпочитали есть их в темноте, чтобы не видеть этих гусениц.

Изображение из интернета
Изображение из интернета

Со временем и здесь произошли улучшения — только с появлением железных кораблей, оснащённых хлебопекарнями, ситуация с выпечкой нормализовалась. Но до этого экипажу приходилось довольствоваться ужасной пищей. Ещё одной проблемой была солонина. Это мясо солили в бочках и хранили в течение года или даже двух, пока оно не превращалось в твёрдую чёрную массу. Солонина была основным ингредиентом в вареве, которое подавалось на обед. Её мелко рубили, приправляли специями и рыбой, если её удавалось поймать. Всё это варилось в тухлой воде, и нередко к обеду добавлялся ром. На английском флоте такое блюдо имело говорящее название — «мертвый француз».

Питание на корабле эпохи Великих географических открытий было настоящим испытанием, и те, кто выжил в этих трудных условиях, заслуживали не меньше почестей, чем сами исследователи.

Солонину, которую готовили для моряков на флотах, редко называли иначе как проклятой едой. Даже качественно засоленное мясо уже через несколько месяцев плавания начинало разлагаться и источать запах, хуже которого было лишь зловоние разлагающегося трупа. Недаром многие капитаны предпочитали попросту выбрасывать испорченные куски за борт. О деликатесах в морских условиях говорить не приходилось. Однако, если что-то и заслуживало это название, то, пожалуй, только сыр.

Изображение из интернета
Изображение из интернета

С течением времени моряки научились делать сыр, напоминающий современный пармезан, который долго не портился и сохранял свои качества в дальних плаваниях. Уже к концу XVIII века его начали активно закупать для флотов. Но настоящим любимцем экипажей стал грог — напиток, придуманный в середине XVIII века английским адмиралом Эдвардом Верноном. Он смешал ром с кипятком, добавив сахар, лимонный сок и специи, чтобы смягчить крепость и улучшить вкус. Напиток быстро завоевал популярность среди моряков и стал неотъемлемой частью их рациона. Кстати, своё название грог получил от накидки адмирала, сделанной из ткани под названием «гро-грен».

Ещё одной привычной частью морской жизни были похлёбки. Практически на всех флотах мира готовились супы из того, что удавалось найти. На русских кораблях варили щи, на английских — свои похлёбки, а на скандинавских судах могли подавать легендарный лапскаус, рецепт которого, как говорили, уходит корнями к викингам. Основа была одинаковой: в котле разваривали солонину, добавляли рыбу, горох, чечевицу или бобы — в зависимости от доступных продуктов. Специи, если таковые находились, также добавляли, и таким образом рождалась морская похлёбка. Единственное условие для её поедания — зажать нос, чтобы не чувствовать запаха.

Изображение создано нейросетью
Изображение создано нейросетью

Теперь несколько слов о крысах. Не стоит удивляться, но крысы на кораблях часто становились единственным источником свежего мяса. Некоторым морякам, обладавшим особым умением ловить этих грызунов, удавалось даже продавать их прямо на палубе, особенно к концу похода, когда еды становилось совсем мало. Цена на крысиное мясо могла быть весьма высокой, и эти живущие в трюме существа нередко спасали команду от голодной смерти.

Если вы смотрели фильмы о морских приключениях, то наверняка замечали, что матросы на старинных кораблях спали в гамаках. Кровати на судах появились гораздо позже, и это было связано, прежде всего, с размерами кораблей и количеством людей на борту. Суда XV и XVIII веков, которые когда-то казались огромными, на фоне современных кораблей выглядят как шлюпки. Кроме того, отсутствие паровых машин и двигателей внутреннего сгорания приводило к тому, что парусники требовали гораздо больше экипажа для управления. Отсюда возникала проблема нехватки места.

Изображение из интернета
Изображение из интернета

На кораблях нового времени матросы часто спали буквально где придётся — иногда прямо на палубе, на голых досках. В ход шли примитивные спальные мешки, набитые сеном или конским волосом, но они часто отсыревали или намокали, что делало сон не только некомфортным, но и опасным для здоровья. Гигиена также оставляла желать лучшего — большинство моряков были выходцами из крестьян или городских низов и не имели ни малейшего представления о том, как заботиться о себе в таких условиях.

Таковы были суровые реалии жизни моряков в эпоху великих географических открытий. Морские экспедиции — это не только подвиги и открытия, но и борьба за выживание в условиях, где каждое решение могло стать вопросом жизни и смерти.

На парусных кораблях люди вынуждены были спать по сменам на одних и тех же спальных мешках, что неизбежно способствовало распространению кожных и инфекционных заболеваний. Сон на полу был не только неудобен, но и опасен: всегда существовала вероятность того, что плохо закреплённый груз сорвётся и, падая, может причинить серьёзные травмы, вплоть до смертельного исхода. В таких условиях даже сон превращался в опасное занятие.

Изображение из интернета
Изображение из интернета

Гамак стал настоящим прорывом на парусниках, решив многие проблемы. Он занимал минимум места, не намокал, легко сушился и мог быть убран в любой момент. Самое главное — гамак защищал спящих от опасности травм, связанных с падением грузов, катавшихся по полу во время качки.

Жизнь на парусных кораблях была полна суровых реалий, и морякам приходилось приспосабливаться к экстремальным условиям. Одной из таких сложностей было использование туалета. Резные носовые фигуры кораблей — гордые нептуны, русалки и фантастические звери — были не просто украшением. Они являлись частью носового гальюна, который выполнял вполне утилитарную функцию корабельного туалета. Гальюны размещались на носу судна, где экипаж отправлял свои естественные нужды, в то время как капитаны и офицеры пользовались отдельным местом на корме.

Носовой гальюн на кораблях XVI–XVIII веков представлял собой деревянные коробки, установленные прямо на краю судна. Морякам приходилось взбираться на этот своеобразный "трон", где от бушующего моря их отделяли лишь хлипкие поручни или канаты. Место это было крайне опасным: частая качка и сильные волны могли смыть человека за борт, и шансов на спасение почти не было. В таких случаях всё зависело от того, насколько быстро заметят пропажу и успеют бросить спасательный канат.

Носовые гальюны пользовались дурной славой среди моряков не только из-за опасности. Путь до них, особенно на многопалубных кораблях, был долгим и неудобным. Нередко моряки предпочитали облегчаться в укромных уголках корабля, что приводило к антисанитарии и могло вызвать вспышки инфекций. За такими нарушениями строго следили, и провинившихся наказывали, часто прилюдно, поркой.

Офицеры и знатные пассажиры жили гораздо лучше. Они занимали просторные каюты на корме и имели свои привилегии, в том числе отдельные, более комфортные туалеты. На корме часто строились так называемые штульцы — застеклённые лоджии, свешивавшиеся над водой, где хранились навигационные приборы и находились офицерские туалеты. На крупных кораблях штульцы могли быть двухэтажными, где на нижнем уровне размещался гальюн, а на верхнем — ванна для капитана.

Хотя даже в этих относительно комфортных условиях качка и теснота делали жизнь непростой, всё же офицеры не рисковали жизнью при решении своих обыденных нужд, как это делали рядовые моряки. Безопасный туалет был одной из главных привилегий высших чинов на флоте. Лишь с приходом эпохи пара условия плавания значительно улучшились: на пароходах даже для простых матросов стали предусматривать закрытые гальюны.

Изображение из интернета
Изображение из интернета

Удивительно осознавать, как в таких тяжёлых условиях моряки преодолевали тысячи миль, бороздя моря и океаны. Быть моряком или офицером в то время могли лишь люди с невероятной выносливостью и непритязательностью. Каждая царапина могла привести к гангрене, а постоянные проблемы с нехваткой витаминов и цингой только усугубляли общую картину. Но несмотря на все опасности, эти отважные люди три столетия исследовали морские просторы, открывая новые земли и пролагая путь для будущих поколений.

К XIX веку начался значительный прогресс в морском быту. С появлением консервов, централизованных камбузов, железных баков для воды и индивидуальной посуды жизнь на флоте стала постепенно улучшаться. Внедрение витаминов и санитарных норм позволило предотвратить многие болезни, а условия жизни экипажа стали гораздо более приемлемыми. Эти новшества сделали возможным не только длительные плавания, но и качественный скачок в повседневной жизни моряков.

Озвучка этого материала здесь 👇👇👇

Не забудьте поставить лайк этой статье и подписаться на канал, если ещё не сделали этого! Я знаю, что многие из вас читают без подписки — сделайте это прямо сейчас, это просто, а мне будет приятно. Также не стесняйтесь делиться этой статьёй со своими друзьями — возможно, и им она покажется интересной. И, конечно, помните, что вы всегда можете поддержать меня на платформе Бусти или разовым донатом.
-14

С ЛЮБОВЬЮ автор канала Хотите Знать?

Мой канал Юмор из Жизни

Мой канал о кино и актёрах Мир Кадра

Канал о моей жизни ХОТИТЕ ВЕРЬТЕ life ПОЗНАКОМИМСЯ???

Я на Бусти boosty.to/hotiteverte

Донат каналу на развитие: Сбербанк 4276110025087798