Самая известная задача моторного масла – смазывать узлы трения. При отсутствии смазки возникают скрежет, искрение, нагрев. При этом каждый цикл относительного перемещения трущихся деталей порождает их ускоренный износ. Поэтому моторное масло должно обеспечить формирование непрерывных пленок смазочного материала, разделяющих трущиеся рабочие поверхности. Эксперты журнала «За рулем» составили полный список функций моторного масла.
В двигателе под давлением чаще всего смазываются подшипники коленчатого и распределительных валов, а также вал турбокомпрессора. Масло закачивается в узкие зазоры между вращающимися деталями двигателя, образуя масляный клин, который исключает трение деталей друг об друга. Множество других ответственных узлов трения, такие как цилиндропоршневая группа, кулачки распредвалов, цепной привод ГРМ, смазываются разбрызгиванием. На смазывающие свойства оказывают влияние вязкость масла и пакет присадок.
Охлаждение
Все поверхности и детали двигателя непрерывно нагреваются при сгорании топлива. Их охлаждением занимается не только охлаждающая жидкость, но и моторное масло, которое непосредственно контактирует с раскаленными поршнями и кольцами. В некоторых двигателях пре-
дусмотрены масляные форсунки, которые разбрызгивают масло на внутреннюю часть поршня, охлаждая его.
Отсутствие достаточного количества масла приводит к появлению задиров и заклиниванию двигателя. Это крайне критично для современных моторов.
Охлаждение масла осуществляется тремя способами. Простейший – оребрение легкосплавного поддона. Еще известен масляный радиатор, например, в виде оребренной трубки, через которую проходит часть масла. И самые современные решения – теплообменники масло-антифриз, имеющие разное исполнение.
Мойка
Масло в моторе постоянно вбирает в себя продукты его жизнедеятельности. Тут и частицы разложения самого масла в зонах высоких температур, и продукты неполного сгорания топлива – нагар, сажа и так далее. Кроме того, в двигатель проникают частицы дорожной пыли, пропущенные воздушным фильтром.
Повышенное содержание подобной грязи быстро приведет к «смерти» мотора от «интоксикации», которая проявится резким ускорением износа, отказом в работе поршневых колец, перегревами мотора и возможным его заклиниванием.
Мало того, все эти вредные вещества надо поддерживать во взвешенном состоянии, не позволяя откладываться в разных укромных уголках. За это отвечают диспергирующие свойства масла.
Гидравлика
Моторное масло является рабочей гидравлической жидкостью для функционирования множества систем в двигателе. Гидронатяжитель цепи позволяет сохранять постоянным натяжение цепи, несмотря на износ и вытягивание. Гидрокомпенсаторы зазоров в приводе клапанов обеспечивают беззазорную и почти бесшумную работу.
Система изменения фаз газораспределения позволяет за счет «доворота» распредвалов достичь большей мощности, экономичности и снижения токсичности отработавших газов. Система управления величиной открытия клапанов оптимизирует газообмен в двигателе на разных режимах работы.
Защита от коррозии
Помимо механического износа, двигатель подвержен коррозии. Масло содержит противокоррозионные добавки, помогающие защитить металлические поверхности от воздействия окружающей среды, в том числе от влаги и агрессивных химических веществ, которые неизбежноприсутствуют в двигателе.
Компрессия
Еще одна функция масла – уплотнение зазоров колец в поршневых канавках. Без этого невозможно достичь нужной компрессии, ведь стальное или чугунное кольцо в цилиндре – это вам не уплотнение гидроцилиндра высокого давления.
Уборка
Мало собрать грязь – надо удалить ее из системы смазки. Моторное масло постоянно выносит ее в своеобразную «печень» двигателя – в масляный фильтр, где она и оседает, прекращая циркулировать по двигателю.
Когда масло требует замены
Согласно данным международной ассоциации «Антиконтрафакт», уровень нелегального оборота автомобильных масел в России варьируется вокруг неприятных показателей – от 50% до 60%. В том числе и из-за этого наши автомобилисты вынуждены перестраховываться, меняя автомасло в машине на 500–700 км чаще. Эксперты объяснили, как понять, стоит ли менять масло в машине, и что делать, чтобы не попасть на лишние деньги.
«На мой взгляд, опасения водителей вполне оправданы, так как с уходом привычных брендов количество контрафактной продукции если не выросло, то как минимум не сократилось, чего не скажешь об оригинальной. Купить гарантированно качественный продукт стало заметно сложнее, – приводит слова автоэксперта и блогера Евгения Соловьева портал «АиФ. Авто». – Но многое зависит от того, насколько некачественное масло было приобретено. Одно дело, если была продана «минералка» под видом синтетики, и совсем другое – если в канистре оказалось так называемое «промывочное масло», неспособное хоть как-то защитить двигатель».
Первое, на что стоит обратить внимание: это непривычные шумы при пуске двигателя, особенно в холодное время года. Если такие шумы появились, не стоит испытывать судьбу и продолжать эксплуатировать автомобиль, так как можно попасть на капитальный ремонт двигателя, а это удовольствие не из дешевых. Кстати, контролировать состояние масла можно с помощью обычного масляного щупа: если вдруг оно начинает густеть или автомобиль резко увеличил расход масла, его надо менять первым делом.
«Что же касается выбора при покупке, то я отдавал бы предпочтение российским брендам, – поделился Соловьев. – Таким образом значительно снизится вероятность покупки контрафакта». А если, по его словам, у кого-то есть предубеждение к отечественным производителям, то можно сократить интервал замены масла, например, в два раза. Да, затраты на обслуживание авто вырастут, но спокойствие дороже.
«За рулем», aif.ru
Постоянный адрес статьи на сайте «Друг для друга» ~ https://dddkursk.ru/number/1564/auto/003422/.
Архив статей газеты ~ № 41 (1564) 8 октября ~ 2024 год.