Кто такой Август Фридрих Фердинанд фон Коцебу? Родившийся и погибший в Германии, он был популярным романистом своего времени, по известности даже превосходящим Гете и Шиллера. Он грамотно определял то, что интересно современникам, писал драмы и ставил пьесы, а также издавал ряд газет, в которых проводил прорусскую пропаганду. За это, как считают исследователи, он и поплатился своей жизнью. Так почему же немец по происхождению был так привязан к чужой стране? И чем он занимался, живя некоторое время в Российской империи?
Для начала приведу краткую (или не очень) биографию Августа фон Коцебу.
Он родился в 1761 году в городе Веймар. В двухлетнем возрасте потерял отца и воспитывался под руководством матери, женщины образованной и начитанной. Те же черты передались и мальчику: он зачитывался историями о Дон Кихоте и Робинзоне Крузо, а изучение поэтов прошлого натолкнуло его на мысль о том, что он тоже хочет создавать художественные произведения. Встретив как-то на улице труппу странствующих артистов, Август еще и увлекся театром.
В Веймарской гимназии, где он обучался, его преподавателем был родной дядя Иоганн Музеус, который стремился развивать в детях способность к самостоятельному творчеству. Тогда же Коцебу впервые увидел Гете, который обратил внимание на юное дарование и позволил ему приходить к себе домой, где долго с ним беседовал. В один момент он даже пригласил юношу играть вместе с ним в любительском спектакле по своей пьесе.
В 1777 году Август поступил в Йенский университет, и последующие годы его жизни были напрямую связаны с искусством: он участвовал в любительских спектаклях, сочинял стихи, а затем, переведясь в другое учебное заведение, сосредоточился на спектаклях в католическом монастыре, так как протестантское население города отказалось дать помещение. Однако после окончания учебы Коцебу занялся адвокатурой, а не творчеством. Тогда он написал только одну комедию, вдохновенную скандальной хроникой, но печати она так и не увидела.
Россия в его жизни появляется в 1781 году. Тогда прусским посланником при русском дворе Коцебу был направлен в Санкт-Петербург на должность секретаря генерала Бауэра. Вместе с этим он стал помощником по дирекции немецкого театра и начал писать для него пьесы. Начал он, кстати, почти со скандала: первый его сценарий был посвящен Лжедмитрию, и по сюжету он был настоящим царским сыном, что противоречило принятой историографии. Премьерный показ даже собирались запретить, но при поддержке генерала Бауэра спектакль все же был сыгран. Но только один раз.
Когда генерал Бауэр скончался в 1783 году, Коцебу не вернулся на родину, а остался в России, перейдя на службу асессором апелляционного суда Остзейского края, что было очень неплохо для его возраста. Через два года его назначили президентом Ревельского магистрата, но все же юный возраст есть юный возраст - Коцебу порой позволял себе шалости, из-за чего авторитет в глазах местного населения был подорван. Например, он основал любительский театр и лично участвовал в платных спектаклях. Дело, конечно, неплохое, но точно не для человека на такой должности. Он и сам не особо был доволен положением, поэтому он постоянно искал разные способы для получения более привлекательного места в посольских службах Германии. Он активно рвался куда-то подальше от места службы, чем навлек раздражение от властей.
В 1786 году он основал в Эстляндии и Лифляндии ежемесячное издание «Für Geist und Herz. Eine Monatsschrift für die nordischen Gegenden, Reval», но просуществовало оно всего год. Он активно взялся за работу над пьесами и выдавал их одну за другой. Произведения, к слову, пользовались сценическим успехом. В 1789 году вышла его знаменитая драма «Menschenhass und Reue», державшаяся на европейских сценах десятки лет. Еще он задумал создать большое философское сочинение, но напечатал только его отрывок, который был посвящен Екатерине II. Параллельно с написанием собственных работ Коцебу перевел сочинение маркиза Жозефа де Буа-Робер де ла Валле, за что был обвинен в поддержке французской революции.
В 1789 году в Берлине русский историк и писатель Николай Карамзин посетил театр. Карамзин был впечатлен: «Давно уже не был я так приятно растроган, как ныне в театре. Представляли драму «Ненависть к людям и раскаяние», сочиненную господином Коцебу, ревельским жителем… Я плакал, как ребенок, не думая осуждать сочинителя. Сколько бывает в свете подобных историй! Коцебу знает сердце! Жаль только, что он в одно время заставляет зрителей и плакать, и смеяться».
В 1790 году Коцебу вернулся в Веймар к жене, которая ждала ребенка. К сожалению, женщина скончалась во время родов. Всего Август был женат трижды, и имел 17 детей, почти все из них дожили до взрослого возраста. Но об этом чуть позже.
Находясь в Германии, Коцебу познакомился с доктором Иоганном фон Циммерманом, корреспондентом российской императрицы Екатерины II и активным противником партии Aufklärung, занимавшей тогда ведущее место в их стране. Август, по всей видимости, проникся идеями Циммермана, поэтому, когда на того была выпущена негативная брошюра, дал ответ в виде драмы «Doktor Bahrdt mit der eisernen Stirn oder die deutsche Union gegen Zimmermann». Только вместо своей фамилии как автора он указал одного из противников Циммермана, барона Книгге. Драма имела потрясающий успех. Конечно, обман вскоре был раскрыт, когда один из фигурировавших в качестве героя произведения чиновник подал жалобу в полицию. Было начато официальное расследование и даже объявлена награда за имя настоящего автора. Тогда Коцебу пошел на опережение и признался, что имел отношение к составлению памфлета. Не дожидаясь, пока следствие точно поймет, что он и есть тот самый автор, он собрал вещи и вновь уехал в Россию. Спустя время, конечно, Коцебу написал брошюру «An das Publikum von A. von Kotzebue», в которой покаялся, и поручил раздавать ее бесплатно по всей Германии. Однако публика уже ему не простила «предательства».
Нельзя сказать, что служба его в России проходила гладко. Императрица Екатерина II в письмах отзывалась о нем не очень лестно: «Коцебу не думает о своих обязанностях: берет жалование, а другие делают за него дело. Он находится под непосредственным покровительством Циммермана, который его хвалит; но за всем тем я предвижу минуту, когда Сенат ему пришлет отставку за то, что он не исполняет своей должности» или «Коцебу мне надоел. Я не имею чести его знать, но знаю одно, что он всех заставляет ко мне писать, а сам везде, только не там, где бы ему следовало быть... У нас он слывет завзятым пруссаком; он был в сношениях с Густавом». Не помогло даже заступничество именитого литератора Державина. И все же главная цель была выполнена - Коцебу избежал наказания за выпущенный в Германии памфлет и относительно спокойно устроил свою жизнь в России.
В 1795 году Коцебу вышел в отставку и поселился в имении Фриденталь недалеко от Нарвы. Там он полностью посвятил себя творчеству. Особое место в его жизни занимало сотрудничество с Венским императорским театром, которому Коцебу отдавал первенство в постановке своих работ. За это ему полагались хорошая пенсия, титул придворного поэта и разрешение жить где угодно. Так драматург мог свободно путешествовать. За короткое время он написал порядка 20 произведений, имевших большой успех. Сам он называл их «фарсами для пищеварения». О нем говорили, что «никто так хорошо не умел понять пошлые инстинкты массы, никто не умел так искусно льстить им и никто так ловко не доставлял эффекты для актера». Авторитет его был так высок, что Шиллер, отправляя в театр свою трилогию «Валленштейн» попросил Коцебу сделать в ней любые изменения, которые он признает необходимыми. И все продержался он на этом месте не долго. Будучи очень требовательным к артистам, он добился написания от них коллективной жалобы дирекции театра. Коцебу оправдали, но повторения такой ситуации он не хотел, поэтому покинул пост.
Дети Коцебу, рожденные еще от первой жены, все это время росли и воспитывались в Петербурге. Дело в том, что его скончавшаяся супруга была дочерью генерала русской службы Эссена, который очень помог зятю в продвижении по карьерной лестнице. Внуки росли, обучаясь в кадетском корпусе, под его внимательным надзором. Именно для встречи с ними Коцебу в 1800 году отправился в Россию, но доехать не смог - его задержали на границе по подозрению в том, что он «якобинец». В качестве наказания Коцебу был сослан в Сибирь, местом жительства был определен город Курган в Тобольской губернии. По пути он предпринял попытку побега, но неудачно. В ссылке он поселился в небольшом домике с оплатой 15 рублей в месяц.
Но заключение продлилось не долго. Вскоре император Павел I прочитал драму «Der alte Leibkutscher Peter des Dritten», в которой великодушно был описан Пётр III, отец монарха, и оказался в таком восторге, что в срочном порядке помиловал Коцебу и велел ему возвращаться из ссылки. Более того - в подарок автору было преподнесено поместье в Лифляндии с 400 крепостными, а также чин придворного советника.
Уже в 1801 году Коцебу возглавил немецкий театр в Петербурге, тот самый, где когда-то начинал свою карьеру. Вместе с этим Павел I поручил ему перевести на немецкий язык свой вызов европейским государям (подробнее об этом я писала здесь). В благодарность за оказанную помощь Коцебу получил усыпанную бриллиантами табакерку и новое задание: полностью описать только что построенный Михайловский замок. Возможно, немца и дальше бы ждали привилегии от Павла I, но, как мы знаем, править ему суждено было не долго. После убийства монарха Коцебу какое-то время исполнял обязанности секретаря и писал манифесты для Александра I, а потом вновь подал в отставку и уехал в родную Германию.
В Берлине он выступал с идеями, идущими вразрез популярным в то время романтическим течениям. В издаваемом им журнале он не боялся вступать в открытую полемику. Однако это не помешало ему получить членство в Прусской Академии Наук и на протяжении долгих лет издавать собственный драматический альманах, а также крайне реакционный «Литературный еженедельник». И все же Гете и Шиллер без стеснений упрекали его в том, что он играет на низменных сторонах человеческой природы, что он гонится за внешними эффектами, Шлегель назвал пьесы Коцебу «позором немецкой сцены». Август в стороне не оставался и выпускал сатирические эпиграммы в их сторону. Гете по итогу отказался принимать его на своих вечерах, что сильно его оскорбило.
Коцебу вновь оказался в России в 1813 году, когда бежал от подчинения Пруссии Наполеону Бонапарту. Но надолго он не задержался и, последовав за российскими солдатами, вернулся в Берлин, где занялся изданием газеты «Русско-немецкий народный листок», в котором в том числе публиковал сводки о ходе военных действий. В 1816 году Коцебу стал русским генеральным консулом в Кенингсберге, то есть, по сути, представителем России в Германии. В российском Министерстве иностранных дел он считался командированным в Германию, за что полагалось жалование - 15 000 рублей в год. Он был горячим приверженцем идеи священного союза и строго отвергал всякое проявление свободы мысли. Молодежь Коцебу открыто высмеивал за ее патриотизм и мечты о свободе. Немцами это воспринималось с подозрением, пошли слухи, что Коцебу занимается шпионажем в пользу России. Ему пришлось перебраться в Мангейм.
Этот город и стал последним местом жизни Августа Коцебу. 23 марта 1819 года он был заколот студентом Карлом Людвигом Зантом. Главной версией сразу же назвали прорусскую деятельность писателя. Власти же признали, что косвенно к убийству имеет отношение студенческая организация Буршеншафт, после чего ее деятельность была запрещена на официальном уровне. Одной из целей организации было введение Конституции на немецких землях, теперь же был найден предлог для отказа от создания такого свода законов.
На моменте гибели Коцебу я и хотела бы остановиться поподробнее.
Можно ли сказать, что он сам добился своей смерти? Ненависть сограждан он точно получил благодаря систематическим насмешкам и издевательствам. Как я уже писала, активно стала распространяться информация, что из-за его доносов немецкие государи и русский кабинет стали враждебно настроены против немецкой молодежи. На одном из праздников студенты даже совершили акт торжественного сожжения сочинений Коцебу. Он же, узнав об этом, назвал произошедшее стремлением поколебать принцип авторитета власти.
Постепенно не только студенчество, но и все либерально настроенное немецкое общество прониклось ненавистью к драматургу.
Стоит отметить, что слухи о шпионской деятельности Коцебу имели под собой основание. Император Александр I поручил ему отправлять ежемесячные отчеты о новых идеях, проникающих в Германию, будь то политика, финансы или народное просвещение. Пользовался он при этом услугами переписчика. Так вот однажды такой переписчик не смог разобрать оригинал и обратился за помощью к своему приятелю-профессору. Записи эти дошли до германской публики, рассмотревшей в этом прямое доносительство. Это и стало последней каплей.
Убийца Коцебу был настроен решительно в своем желании искоренить зло, которое он и видел в литераторе. Известно, что в дом к нему он пришел как посланник из России, доставивший письмо от матери. Но, встретившись с Коцебу, он с фразой «Вот изменник отечества!» нанес ему удар кинжалом. Сразу после убийства Зант выбежал на улицу и нанес себе тяжелую, но не смертельную рану в грудь. Прямо оттуда его доставили в госпиталь, а после - в смирительный дом. Он не мог говорить, отчего все показания давал письменно: утверждал, что действовал один и исключительно из собственных убеждений. По приговору суда Зант был казнен. А все германские университеты после этого получили усиленный надзор со стороны правительства.
Смерть драматурга стала отправной точкой начала открытой борьбы между узко-консервативной и либерально-патриотической партиями в Германии.
Коцебу похоронили в Мангейме. Его могила находится на самом видном месте городского кладбища и привлекает к себе внимание еще и установленным на ней памятником. На надгробии, прямо над грозным каменным лицом, выбита надпись:
Мир безжалостно преследовал его,
клевета избрала его мишенью,
счастье он обретал лишь в объятиях жены,
а покой обрел лишь в смерти.
Зависть устилала путь его шипами,
Любовь — расцветшими розами.
Да простит его небо,
как он простил землю.
Убийство это наделало много шума, но реакция была неоднозначной. Даже выступавшие против насилия соглашались, что Коцебу заслужил своей участи. А вот убийца его в глазах многих стал чуть ли не национальным героем и мучеником, в честь него даже слагали песни, возводились памятники. Опасаясь вызволения Занта из-под стражи, правительство утроило охрану тюрьмы, а когда преступника вели на казнь, из окон домов люди бросали ему цветы. Похоронен он был, к слову, всего в 20 шагах от могилы Коцебу.
И все же ради справедливости стоит сказать, что уже в наше время исследователи пришли к выводу, что шпионом Коцебу не был, а в своих отчетах описывал то, что уже стало достоянием общественности.
Коцебу был автором 211 драматических произведений, 10 романов, 3 сборников рассказов, 2 сборников стихотворений, 5 исторических трудов, 4 автобиографических сочинений и 9 сочинений полемического характера, а также издателем 10 периодических изданий и создателем 98 театральных пьес, которые ставились еще при его жизни. Однако сейчас мало кто о них вспомнит, а еще меньше людей смогут назвать хотя бы часть из них. Где-то я находила мнение, что его произведения «слезливы и тривиальны, поэтому их никто не играет». Так это или нет - вопрос, на который пусть каждый ответит себе сам, познакомившись с его творчеством. Главное же, что я поняла: жизнь самого Коцебу приходит к гораздо большим обсуждениям, чем его пьесы.
Вышли из-под пера Коцебу и сочинения мемуарного жанра, особо интересными из которых считаются записки об убийстве Павла I.
Писал он, кстати, чаще всего на немецком. А вот на русский язык его пьесы перевели только спустя несколько лет, часть - уже после смерти автора. И в России они не сыскали больших восторгов. Все его драмы считались низкопробными и слишком примитивными, критики разносили их в пух и прах. Появился даже специальный термин, «коцебятина», которым называли похожие пьесы и других авторов (их было немало). Придумал его князь Дмитрий Горчаков, тоже драматург и поэт. Любопытно, что в будущем сын Коцебу Павел служил начальником штаба в Крыму, а его командующим был сын Горчакова Михаил.
К слову, как же сложились судьбы его детей?
Не все они достигли высот, так что поговорим лишь о тех, чье имя хотя бы немного было известно современникам. Второй сын от первой жены Коцебу (всего у них было 4 детей) Отто стал русским мореплавателем и совершил три кругосветных путешествия. Следующий по старшинству сын Маврикий поначалу участвовал в первом кругосветном путешествии брата, но затем связал свою жизнь с военной карьерой, участвовал в Отечественной войне 1812 года, был взят в плен французами, освобожден в 1814 году, после служил в Грузии, воевал против Персии, а к пожилым годам стал сенатором. От второй жены Коцебу родилось 5 детей, из которых известность получил сын Павел. Он был бравым генералом, участвовал во многих военных кампаниях, а особо отличился во время осады Севастополя в Крымской войне, затем стал генерал-губернатором Новороссии и членом Государственного совета, после - Варшавским генералом губернатором, а также получил графский титул. В третьем браке у Коцебу было 8 детей, из которых стоит отметить Василия и Алессандра. Первый был дипломатом, писателем и драматургом. Второй - художником-баталистом, автором картин, изображающих эпизоды Северной войны, Семилетней войны, Суворовских походов и т.д., рисовал он в том числе и по заказу императора Николая I.
Коцебу, как считается, относится к числу литераторов, которые сияют ярче остальных при жизни и моментально забываются после смерти. Он - идеальный представитель своего времени, своего поколения, но точно не герой, которому суждено было остаться в веках. Сам Коцебу в своих воспоминаниях писал так: «Судьба моя была так необычайна и удивительна, что представила бы интерес даже как повесть или роман». Ваши же мнения на этот счет я с удовольствием почитаю в комментариях.