Найти тему
Исповедующая Церковь

Саморефлексия Христианского Мира

Восприятие событий христианами и мусульманами в периоды религиозных войн сильно различаются. Читая исламские источники о завоеваниях халифата, ощущаешь эту тотальную аморальную пропаганду: везде благородны только мусульмане, любое убийство во имя религии хорошо и славно. А во время исследования христианских записей: воспоминаний участников походов, писем домой высшей аристократии и хронистов-священников, сопровождавших воинов, можно увидеть, что там, конечно, имеется след пропаганды. Многое выставляется как доблесть, но имеются и пересказы негативных моментов и даже моральное осуждение некоторых действий единоверцев и соратников по оружию. Прописан весь тот эмоциональный ужас, охватывающий хронистов, когда голодные армии крестоносцев переходили к крайней жестокости, всë это оценивается с негативной стороны, там реалии войны без розовых пони и единорогов, как в арабских хрониках.


Подобное представить у исламского автора просто невозможно, там нет никакой подобной саморефлексии и возможности осуждения своих, в отличие от христианских авторов, зачастую не стеснявшихся в выражениях. Только у христиан вообще впервые в истории появилось некое сопереживание врагу, ну, не было ничего подобного нигде, в древнем мире любое зверство считалось добрым делом и развлечением, ведь если это не ты в роли побеждëнного, значит это добро, готтентотская мораль была повсеместной. А Христианский Мир пошëл по пути этики в том плане, что мы можем быть неправы по отношению к противнику, что мы тоже иногда совершаем излишнюю жестокость. И вот это прослеживается не у всех, конечно, но у многих авторов Средневековья. И не только Средневековья, это продолжается и в Колониальную Эру, когда уже шло прямое заступничество за аборигенов в колониях церковной властью, шли в ход законы, ограничивающие полномочия колониальных властей в применении силы к местному населению. В эпоху религиозных войн вспыхнула жестокость в самом Сердце Европы, но и она также сопровождалась иногда и осуждением не только врага, но и своей стороны в конфликте, со стороны уже пасторов, священников, богословов и мыслителей, рассуждавших о том, как остановить безумие этих вечных сражений.


Христианство привнесло важную мораль, повлиявшую на весь мир, понятие о том, что я могу быть не прав в действиях, направленных против врага. "Нехристианский мир" так и не познал этого, и потому вы нередко видите сплошные обвинения христиан в прошлой истории, но никогда не увидите, чтобы, например, исламский мир каялся за многовековой, если не тысячелетний геноцид и унижения христиан на своей территории, или буддистские ламы приносили покаяния за зверства своих фанатиков в Китае 1900 года, как и индуисты до сих пор считают погромы христиан нормальной и угодной их богам практикой, даже не задумываясь о том, что это что-то плохое, а это на минуточку происходит не в Средние Века, а буквально сегодня. В колониализме нехристианские страны и не думают каяться, ни японский, ни турецкий империализм никогда не осуждался в своих странах, только христианские государства принесли покаяния за колониализм. Для сравнения, Папа Франциск извинялся за гонения на вальденсов со стороны Римской Церкви, а это на минуточку дела восьмисотлетней давности. Вы подобное видели в примерах нехристианского духовного руководства в мировой истории? Но для "нехристианского мира", не понимающего сути саморефлексии, покаяние христиан было воспринято как слабость. Слова христиан о своей вине стали подпоркой расширяющейся антихристианской пропаганды с целью расчеловечивания христиан и очернения всей христианской истории в мире.