Пенсионеров хотят "убрать" с дорог?
В последние годы в России активно обсуждается тема разного рода ограничений для водителей пожилого возраста. Вопрос этот до недавнего времени мало кого беспокоил, однако теперь его все чаще поднимают на полях обсуждений разного рода общественники. Про "гениальное" предложение запретить от организации "Ветераны России", думаю, упоминать не надо - эти "ветераны" наделали много шума какое-то время назад.
Однако законники также не остаются в стороне, в очередной раз поднимая эту остросоциальную тему. Уважаемые господа из Госдумы, преисполненные уверенностью в правильности своих действий, вынесли на обсуждение законопроект, от которого так и веет идеей о том, чтобы "убрать" пожилых водителей с дорог, ограничив их право на управление транспортными средствами.
Каковы цели и последствия подобного нововведения, и к чему такая "забота" о пенсионерах — давайте разберемся.
Причины и контекст предложения
Старение населения — одна из глобальных проблем, с которой сталкиваются многие государства, включая Россию. К 2030 году, по прогнозам, доля людей старше 80 лет будет значительно возрастать. Это создает необходимость пересмотра подходов к медико-социальной поддержке этой категории граждан.
Смысл проекта заключается в следующем:
Законопроект, одобренный Госдумой, предлагает отправлять водителей пенсионного возраста, а именно старше 80 лет, на дополнительную медицинскую комиссию. Данный закон еще не вступил в силу, его рассмотрением займутся текущей осенью на полях обсуждений законотворцев.
С предложением этим выступил уже известный многим Владислав Даванков от партии "Новые люди". Идея о том, что люди старше 80 лет должны проходить дополнительную медкомиссию, на первый взгляд, может показаться логичной с точки зрения контроля за состоянием здоровья. В рамках этой идеи предполагается, что дополнительные медкомиссии будут способствовать повышению безопасности для самих пожилых людей.
"Проектом федерального закона... предлагается обязать граждан, достигших 80 лет, повторно проходить медицинское освидетельствование для определения наличия или отсутствия медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
На деле же авторы законопроекта полагают, что принятие этого документа поможет сократить вероятность серьезных дорожно-транспортных происшествий и повысит безопасность остальных участников дорожного движения.
Получается, что если ты "не годен", как только стукнет 80 лет - сразу права на полку?
Права и свободы граждан
И вправду, с одной стороны, дополнительные проверки могут быть восприняты как забота о здоровье граждан. Однако очевиден тот факт, что под прикрытием "заботы" о пожилых имеется в виду улучшение безопасности на дорогах не путем устранения реальных опасностей с этих самых дорог в виде плохого качества покрытия или борьбы с "шумахерами", а путем непрямого запрета на вождение автомобиля пожилым людям.
И тут уже возникает вопрос о том, насколько это вмешательство оправдано, и не нарушает ли оно права граждан пожилого возраста. Ведь наложение обязательной медицинской проверки на определенную возрастную группу может восприниматься как дискриминация.
Противоречия и последствия
Вполне логично, что внедрение дополнительной медицинской комиссии для людей старше 80 лет может вызвать ряд противоречий.
Например, одни эксперты подчеркивают важность обеспечения безопасности и здоровья пожилых граждан, утверждая, что контроль за состоянием здоровья может минимизировать риски, связанные с различными заболеваниями и состояниями. Другие же указывают на то, что права и свободы таких граждан могут оказаться под угрозой.
Проще говоря, народ будет не просто недоволен, а направит целую волну негативных мнений в адрес тех, кто одобряет подобные законопроекты. Давайте будем честны, если взять цифры из статистики по ДТП, то конкретных данных о том, по вине скольких пожилых водителей возникают аварии, вы не найдете. Знаете почему? Потому что такую статистику попросту никто не ведет.
Напротив же, то и дело читаем в региональных заголовках о том, как очередной "папкин сынок" на дорогущей машине разносит в пух и прах остановку или создает массовое ДТП в центре города, будучи под воздействием веществ.
Естественно, на фоне таких предложений из народа стали выдвигать встречные предложения - ввести подобный закон для "слуг народа", которые откровенно говоря "достали" пенсионеров и толком не знают уже к чему им придраться.
Стоит напомнить тем, кто участвует в обсуждениях и предложениях на эту тему, следующее: пожилые люди — это не только цифры в статистике, но и представители целого поколения, обладающего огромным жизненным опытом. Введение дополнительных ограничений без учета мнения самих граждан - это факт грубого неуважения к старшему поколению. Все это, очевидно, приведет к общественному недовольству и росту социальной напряженности.
Тут хорошо заметен и еще один актуальный для наших реалий фактор:
Не забываем, что весь процесс может превратиться в бюрократическую процедуру, которая лишь усложнит жизнь пожилых людей, добавив им лишних трудностей и стресса. О какой заботе о пенсионерах в таком случае вообще может идти речь?
Альтернативные подходы
В качестве подтверждения своих доводов, авторы проекта проводят аналогию с законодательством других стран, касающихся этого вопроса. Например, в Европе есть необходимость продлевать права и проходить мед.комиссию чаще после 65 лет, в Великобритании для пожилых людей предусмотрен обязательный тест на знание ПДД для водителей старше 75 лет.
Однако не стоит забывать и о том, что где-нибудь в глубинке с одной машиной на все село без автомобиля ты, фактически, обречен. Вместо того чтобы обращать зарубежный опыт в российскую реальность, внедрять дополнительные комиссии, эксперты предлагают рассмотреть другие варианты поддержки пожилых граждан. Это может быть, например, усиление программ по доступной медицинской помощи, создание специальных консультационных центров, где пожилые люди могут получить необходимую информацию и помощь, а также программы социальной активности и вовлечения в общество.
Как минимум, стоит поработать в направлении расширения программ по развитию отдаленных от больших городов населенных пунктов, где пенсионеры без личного транспорта не могут получить ни доступную медицину, ни даже в магазин за хлебом сходить.
Дайте людям достойные условия для жизни, к чему эти очередные запреты и ограничения? Или предлагаете пересесть на велосипед или самокат?
Какими бы "белыми" целями не прикрывались подобные предложения, в них очень хорошо прослеживается пренебрежительный тон и линия запрещения и ограничения. И хотя на данный момент предложение находится на стадии рассмотрения, оно является очень спорным вопросом, требующим внимательного анализа со стороны законотворцев. Важно находить баланс между заботой о здоровье и сохранением прав и свобод граждан. Каждый пожилой человек заслуживает уважения и возможности жить полной жизнью, независимо от возраста.
Очевидно одно - нужно найти пути к более гуманному и уважительному отношению к старшему поколению России.
Как вы относитесь к данной инициативе? Нужно ли вводить доп.комиссии по достижению определенного возраста водителя - делитесь своим мнением в комментариях.
Спасибо за внимание.