-«Что вы помните из детства?»
-«Моё детство было нормальным, как у всех».
-«А какие счастливые моменты можете вспомнить, связанные с родителями, например?»
-«Не помню ничего такого, родители были нормальные… всё было хорошо».
В процессе работы к клиенту приходят воспоминания, которые мешают любить родителей, так как были восприняты как предательство когда-то очень давно и сформировали привычку не доверять:
-«Мои родители отвезли меня к бабушке на всё лето и обманули меня, уехав без объяснений. Они просто бросили меня».
Пропавшие воспоминания детства
Довольно часто люди с трудом вспоминают события детства. Бывает, что это какие-то обрывки или воспоминания по фотографиям и рассказам родных. Со стороны рассказ выглядит довольно странно, так как при этом человек говорит, что в детстве у него было всё хорошо, родители относились хорошо, любили, поддерживали. Детство и школьные годы часто воспринимаются как будто всё было в тумане.
Интересно, куда подевались воспоминания за столько лет? И какие воспоминания остаются при этом самыми яркими? Этих воспоминаний явно не наберется и на десяток лет.
-«Что, совсем ничего? Может помните праздники, совместные поездки, подарки? Хоть что-то приятное»
-«Это действительно странно, но совсем ничего»…
Избирательное свойство памяти
Безусловно, память присутствует. Чаще всего она заблокирована некоторыми негативными событиями или событиями, которые были негативно оценены и восприняты ребенком или взрослым.
Брошенные дети
Одна из самых частых историй в терапии - история «брошенного» ребёнка.
Это группа историй о том, что
- надолго отвезли к бабушке, тёте;
- стали возить к няне или в ясли,
- забыли забрать вовремя из садика,
- оставили надолго одного дома,
- ребёку пришлось лежать без родителей в больнице и т.д.
У каждого ребенка это может быть своя личная трагедия. И здесь важно оценивать не с объективной точки зрения (как это было внешне), а с субъективной (с позиции ребенка и его восприятия этой ситуации).
В зависимости от характера и внутренних ресурсов ребенка, одна и та же ситуация будет воспринята по-разному. Этот феномен мы используем в терапии травмирующих событий. Об этом расскажу в примере из практики.
Пример из практики
Например, ребенка отвезли к бабушке на всё лето. Если ребенок прекрасно знает, что родители его любят, у них состоялся перед разлукой разговор, его предупредили обо всех нюансах, у него есть выгоды поехать в гости, тогда ребенок будет чувствовать себя в порядке, он будет знать, что его любят, скоро заберут и еще и привезут какую-то желанную игрушку, например, или его ждёт поход в парк на карусели.
Если же ребенка не предупредили о том, что он тут надолго, и что мама завтра уедет и заберет только через пару месяцев, то ребенок автоматически испытает состояние брошенности, и у него зафиксируется реакция на близких и любых других окружающих людей, что мир десяток и никому нельзя доверять.
В терапии мы берём на вооружение идею о том, что подготовленный человек будет более стрессоустойчив. Об этом чуть далее.
Эксперимент с маленьким Джоном в 60-х годах
Очень показательным оказался эксперимент, снятый на видео пленку в далеком 1950-х годах в Великобритании. Результаты этого эксперимента поразили даже самих исследователей, так как необратимые процессы в психике 17-месячного ребенка были предсказуемы, но происходили неожиданно быстро.
Маленького Джона поместили на 10 дней в приют для детей. Его мама должна была скоро родить второго ребенка и поэтому с малышом было некому оставаться, отец много работал и у него не было возможности ухаживать за ребенком.
Было принято решение, что Джон поживет в приюте и за ним будут наблюдать специалисты, ухаживать нянечки и он будет находиться в приюте с другими детьми.
Стадии нарушения привязанности в раннем возрасте
Удивительно, но за эти 10 дней ребенок прожил несколько стадий нарушения привязанности к матери.
- На первой стадии он очень ждал маму, искал ее, плакал, отказывался от еды и успокоения. Он не мог ничем заниматься, ему было очень плохо. Персонал пытался его отвлечь, но это было невозможно, ребенок находился в очень сложном состоянии протеста.
- На второй стадии малыш впал в безразличное состояние. Его ничего не интересовало. Редкий приход отца как будто не интересовал его вовсе. Но когда отец уходил, это вызывало очень сильные эмоции у малыша и непонимание, отчаяние от того, что его не забирают домой, несогласие, что с ним так поступили.
- Третья стадия - стадия принятия ситуации, он стал активнее, стал бороться за воспитателя почти также нагло как и другие, отвоёвывая внимание нянечки у других детей. Но общее состояние изменилось, оно стало безэмоциональным, психика ребёнка скомпенсировала дефицит эмоциональной близости тем, что они стали для него не важны.
Приход отца не вызывал никаких эмоций. Ребенок «отключил» свои чувства, потому что это было слишком больно.
Когда мама появилась через 10 дней, ребенок даже не захотел к ней идти. Он смотрел как будто сквозь нее, не замечая, отворачивался от нее, уходил. И вел себя очень отстраненно.
Откат в развитии ребенка в результате стресса
Жизнерадостный ребенок превратился в отстраненного малыша, который находясь в приюте опять вернулся к привычке более раннего возраст и начал сосать пальчик, чтобы успокоить себя.
Пережитый стресс заставил его затормозиться в развитии и даже вернуться на ступень ниже, когда он нуждался в сосании, чтобы успокаивать себя. Это способ психики адаптироваться к стрессовым условиям. Аналогично происходит и у взрослых, когда в стрессе способность выдерживать трудности падает и человек «заедает» стресс.
Это видео не для слабонервных, если вы достаточно эмпатичный человек.
Каждый раз, когда мама оставляет малыша надолго без предупреждения, он испытывает стресс и переживает «маленькую смерть».
Об этом важно помнить всем родителям и бабушкам с дедушками. И подбирать способы воспитания, в соответствии с потребностями ребенка.
Рескриптинг в терапии для создания новых воспоминаний
Для проработки таких ранних травмирующих событий мы используем техники, основанные на «перезаписи» (рескриптинге) воспоминаний. Для психики одинаковое значение имеют события настоящие и те, которые мы придумали, если в воображении они приживаются глубоко и на всех уровнях чувств (в том числе телесных переживаний).
Каждому человеку это доступно, но не у всех получается сделать это самостоятельно, так как может не хватать понимания психических процессов и элементарной усидчивости.
Работать с самим собой вообще сложно, и обычно всегда сразу же появляются более важные дела, задачи, усталость и другого рода прокрастинация, так как любая работа с психикой - это процесс энергозатратный.
Основные принципы рескриптинга
Для рекриптинга достаточно учесть несколько моментов:
- Дать себе время на проработку, занять удобное положение и обеспечить тишину и покой
- Быть максимально честным с собой в своих воспоминаниях, эмоциях и чувствах
- Когда мы вспоминаем неприятный эпизод, сначала принимаем его как случившийся и соглашаемся. Затем представляем будто пленка отматывается назад и даем себе возможность представить как хотелось бы по-другому.
- Даем себе возможность прожить ситуацию с другим сценарием (позитивным)
- Признаком того, что ситуация проработана, будет состояние спокойствия после работы и отсутствие эмоционального заряда в изначальной ситуации.
Ограничения для рескриптинга
Важно помнить, что не все ситуации возможно проработать самостоятельно. Для самостоятельной работы большое значение имеет способность к концентрации и способность удерживать внимание на своих чувствах и ощущениях.
Такая работа не делается умозрительно. Здесь всегда подключаются эмоциональный фон и телесные ощущения.
Если вам нужна помощь, не стесняйтесь обратиться к специалисту, который работает в том числе с рескриптингом. Если вам нужен мой совет или личная сессия, обращайтесь.
Заключение
Нарушение привязанности очень мешает отношениям. Люди, в опыте которых есть события, похожие на описанные ранее, сложно вступают в отношения. Им сложно быть в отношениях эмоционально открытыми.
По этой причине они находят либо партнеров, которые их бросают, либо неспособных на эмоциональную близость. Такие отношения не приносят удовлетворения, люди самостоятельно не могут понять в чем причина, меняют партнеров без особого успеха.
С детьми в процессе воспитания могут устанавливаться недостаточно теплые отношения.
В психологической практике на сегодняшний день существует достаточно много разных по эффективности инструментов. Сейчас психологи довольно быстро могут помочь во многих состояниях (речь идёт о здоровых людях).
Проработка негативных ситуаций прошлого очень помогает начать двигаться вперед к своим целям, достигать успеха в отношениях, так как в процессе проработки травм высвобождается большое количество жизненных сил и появляется энергия на движение к цели.
Желаю и вам гармоничных отношений с собой и своими близким!
Подписывайтесь на канал. До встречи в следующей главе ❤️