Работа в рамках проекта «Культура движения. Проект о культуре, спорте и образе жизни», в котором участвует наш музей при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, в очередной раз доказывает, что Российский этнографический музей является обладателем уникального наследия в сфере народной культуры.
Музейные памятники, а также исследования сотрудников, позволяют контекстно раскрывать темы, имеющие отношение и к реалиям современного «большого спорта». Аналоги различных спортивных состязаний можно обнаружить в народном быту. Например, военно-спортивные игры воспитывали силу, ловкость, умение владеть оружием; метание и стрельба в цель тренировали глазомер, выдержку. У многих народов получили широкое распространение гонки на животных: скачки на скорость и на дальность, спуск по горному склону, гонки на собаках и оленях.
Известно, что в народной культуре существовали соревнования, вплетенные, в канву народных праздников. В качестве примера можно привести борьбу – поединок борцов, имеющий свои особенности и правила в культуре разных народов. Увидеть состязание батыров можно и в Ленинградской области на одном из самых популярных народных татарских и башкирских праздников – Сабантуе. Обязательной частью Сабануя всегда были и остаются борьба «көрәш», соревнования в подъеме тяжестей, перетягивании каната, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз.
Праздник сопровождали и различного рода шуточные состязания: бег с ложкой во рту с положенным на нее яйцом, бег с ведрами на коромысле, наполненными водой, бой мешками, набитыми сеном, травой, который ведут, сидя на бревне и другие. Сабантуй всегда был и остается праздником межнационального общения, он доступен всем вне зависимости от возраста, национальности и вероисповедания. Отрадно, что на подобных праздниках присутствуют и дети разного возраста. Ребята не только наблюдают за соревнованиями взрослых участников, но и сами могут принять участие в некоторых состязаниях.
Если выпадает возможность, стараюсь посещать народные праздники и оценивать происходящее именно с точки зрения вовлечения детей.
Известно, что физическому воспитанию детей в традиционной культуре уделялось большое внимание. Воспитание охотника, земледельца, скотовода начиналось в раннем детстве и первоначально в игровой форме. У разных народов существовали подвижные игры (многие сохранились и в наши дни), развивающие сноровку, сообразительность, ловкость, умение постоять за себя, способность преодолевать неудачи.
Выступая с лекциями о традиционных играх и игрушках, стараюсь объяснить слушателям необходимость использования опыта народных игр, включения их в современные образовательные программы. Это станет не только приобщением ребенка к активным досуговым практикам, но и способом сохранения этнокультурного наследия через передачу знания и опыта нынешним и будущим поколениям.
Автор статьи: Елена Колчина, заведующая отделом этнографии Поволжья и Приуралья, участник исследовательской группы проекта «Культура движения. Проект о культуре, спорте и образе жизни».
«Культура движения. Проект о культуре, спорте и образе жизни» реализуется Российским этнографическим музеем при поддержке программы «Сила спорта» Благотворительного фонда Владимира Потанина.