Каждый учебный год начинается с жалобных писем ВКонтакте: «Я не могу сформулировать мысли… Я не знаю, что писать… Я не знаю, как писать… Я думал-думал, ничего не придумал, поэтому не написал…»
Уровень повыше: написать сочинение, получить от меня ответ «исправь это, перепиши то» и обидеться.
Официально заявляю: все мои ученики делают это.
Все мучительно (Даже высокобалльники порой. Я же не задаю им легких сочинений, а сознательно задираю планку.) пишут, все переписывают.
Если время позволяет, нужно самостоятельно улучшать свой продукт: вычеркивать сомнительные слова, перестраивать предложения, если не все запятые понятны, убирать воду и следить за логикой.
Если я написала «ищи ошибки, аргумент незачётный», это не наезд, а бонус! За те же деньги вы получаете 2 проверки и навык улучшения своего же текста.
Что же делать, когда не пишется?
Угадайте с трех раз. Писать.
Если ваша корона не позволяет писать не шедевры, то что вы делаете у репетитора?
Если вы сознаете, что шедевр в данный момент не получится, то я это знаю лучше вас. Сначала все пишут ФИГНЮ. Вот так, с большой буквы. Потом уже просто фигню. Потом в ней будет нормальный аргумент. Потом хорошее вступление. А потом хорошо будет всё. Но не сдавать сочинения, ожидая, что мы будем обсуждать воздух, а потом всё как напишется, равносильно обучению плаванию по скайпу. Слушал-слушал и поплыл?
В учебниках журналистики есть такой совет. Если не пишется (а писать нужно срочно и совсем не то, что хочется!), берете листок (открываете файл) и начинаете: «Как я ненавижу писать! Уроды, уроды, уроды! Почему Сидоров поехал обозревать лучшие рестораны, а я – на кирпичный завод? Я ненавижу кирпичный завод! Там ужасно! Там шумно! Там грязно! Ладно, не грязно, там чисто и есть сауна для рабочих. Да там сауна лучше, чем у мэра. И зарплата выше, чем у меня. Естественно, ведь кирпич этого завода занял первое место в мире по рейтингу FFH…»
Процесс пошел. А потом, когда написался вполне зачетный материал, можно вернуться в начало и вычеркнуть все стоны. И придумать новое начало. Возможно, перенести в начало концовку.
Подготовка к сочинению – это подготовка к ужасной теме, плохому настроению и отвратительному самочувствию. 100-балльник не надеется на прилет музы именно в день ЕГЭ, а учится писать на любую тему здесь и сейчас. И когда ему становится реально безразлично, что же достанется, достается именно то, что писать легко. Как-то так.
Подборка моих статей о сочинениях. Реальные истории моих учеников и полезные советы.