"Из ФСБ всех таких привозят"
На пытки при задержании жаловался и другой калининградец, 27-летний Сергей Железняков. Он уже полтора года сидит в СИЗО, его дело только начинают слушать. Его обвиняют в администрировании некоего мусульманского канала в Telegram.
Перед прочтением, подпишитесь, пожалуйста, на канал Кино, вино, домино! Это помогает создавать качественный контент
Железняков несколько лет назад оказался в СИЗО за страховое мошенничество. В заключении принял ислам. После того как освободился, выучился на программиста. Женился на женщине с ребенком-инвалидом, возглавил отдел IT-компании, рассказывает его адвокат Екатерина Селизарова.
31 мая 2023 года к нему в квартиру ворвался спецназ ФСБ, и Железнякова избили. Об этом он сам сообщает в заявлении в отдел собственной безопасности УФСБ (заявление есть в распоряжении редакции).
"Сопротивления я не оказывал, но, несмотря на это, на меня оказывали психологическое воздействие. Также сотрудники спецназа наносили мне удары отверткой по голове, не давали смотреть на проходящий в моем доме обыск, изъяли незаконным образом мое травматическое оружие и религиозную литературу (Коран), не оформив это документально", – писал Железняков.
После обыска его погрузили в машину, надели на голову мешок, после чего сотрудник по имени Ислам потребовал от него "признаться в том, что я никогда в жизни не совершал", а также подписать все документов и назвать пароли от телефона.
"Я попытался возразить, и тогда меня начали пытать, одев мне на ноги какие-то провода, а также оголив мои ягодицы, присоединили провода к ним, после чего я почувствовал сильный электрический разряд, ощутил судороги и сильную боль по всему телу. Пытки продолжались, в процессе мне говорили слова: "Ты должен со всем согласиться, это будет продолжаться бесконечно, пока ты не поймешь", – рассказал Сергей.
Его допрос в УФСБ продолжался несколько часов. От него требовали признаться, что он создал какой-то канала в Telegram.
"Потом Ислам принес черный пакет. Сказал, что там телефон, который я должен "взять на себя". Мне опять стали угрожать пытками, а другой сотрудник, в очках, говорил, что "еще недавно мы не церемонились, вывозили в Дагестан и там убивали".
Я сказал, что все подпишу, но только в присутствии адвоката. Потом Ислам принес УК РФ, открыл статью 205.5 ("Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации"), сказал признать и ее, иначе все равно ее докажут и я получу 17 лет.
Он говорил, что все уже решено, и я могу только облегчить себе срок в виде явки об участии в террористической организации и создании телеграм-канала. На тот момент я даже не знал, что это за организация и что за канал.
Следователь по имени Алексей сказал:
"В связи с ситуацией в стране церберы-судьи, которые у меня будут, не разбираются".
Они все были в Сирии и имеют предубеждение относительно мусульман, и моя судьба решена.
Он прочитал мне какой-то текст из дела, где я говорю, что я делаю все для организации ячейки. Но никогда в жизни я подобного не произносил. В этом деле все является ложью, наговором, подделкой и клеветой. Я никогда в жизни не заходил на этот канал и не видел его содержимое. После этого меня увезли в ИВС. Там я сказал, что меня пытали, а сотрудник сказал, что после ФСБ такое происходит часто", – написал Сергей
– Железняков свою вину не признал, несмотря на пытки.
Он сказал, что во всем признается, и потребовал адвоката. А когда пришел адвокат, он сразу заявил: меня пытали, ничего подписывать не буду, – рассказывает Мария Бонцлер.
– Потом показал пятна на ягодицах от ударов током. А ему сказали: из ФСБ всегда таких привозят.
У меня есть версия, что это происходит довольно часто – вывозят в лесок, подсоединяют провода к ягодицам. И пытают, пока не признаешь вину. А потом в деле возникают эти телефоны, где жертва якобы переписывается со злоумышленниками. У нас уже три одинаковых телефона в делах. Видимо, в ФСБ купили партию и используют. Но проблема в том, что это довольно трудно доказать.
В 2023 году в России о статьям о госизмене количество дел за год выросло почти в два раза, а за десять лет – почти в десять раз, подсчитал правозащитный проект "Первый отдел".
В 2023 году осудили 39 человек, тогда как в 2022 году было приговорено 16 человек. 10 лет назад в колонию по делам о госизмене отправилось 4 человека. В 2014 году был резкий скачок по делам о госизмене (15 осужденных), он повторился в 2016 и 2021 году – по 14 дел соответственно.
Сегодня все чаще "госизмену" добавляют к делам о терроризме, говорит адвокат Мария Бонцлер.
По ее словам, дело со взрывчаткой не первое в Калининграде. В марте 2023 году суд признал виновным по делу о подготовке теракта 44-летнего Вячеслава Попова. Его осудили на девять лет колонии, сейчас он отбывает наказание во Владимирской области.
Попова задержали 6 мая 2022 года. В ФСБ его назвали сторонником запрещенной экстремистской организации "Правый сектор", он якобы планировал совершить теракт в канун Дня Победы. При обыске в квартире, где Попов живет с матерью, изъяли самодельное взрывное устройство с поражающими элементами и атрибутику с символикой "Правого сектора".
Тогда мать Попова, Валентина, утверждала, что у ее сына даже не было загранпаспорта, он никуда не собирался уезжать и в "Правом секторе" не состоял. По ее словам, во время обыска сотрудники ФСБ выставили ее за дверь, а потом она обнаружила в своей квартире незнакомые пакеты, в которых оказались части самодельного взрывного устройства. Также в комнате появилась символика, связанная с Украиной и "Правым сектором".
Сам Попов признал свою вину: пресс-служба ФСБ распространила видеоролик с его признанием.
До 2015 года Попов был членом региональной организации БАРС – "Балтийский авангард русского сопротивления". Это калининградское движение монархистов-маргиналов, адептов Русской православной церкви за рубежом.
Члены БАРС позиционировали себя как русские националисты, проводили мирные акции и марши в поддержку политзаключенных, выступали против коррупции. В 2020 году четверо членов БАРС были осуждены за экстремизм на сроки от трех до восьми лет. Попов как бывший участник БАРС проходил по делу свидетелем.
– Сейчас мы видим аналогичные его делу уголовные дела в регионе, – говорит Бонцлер. Только если Попову дали "всего" девять лет, потому что признал вину, то тому же Роме Береде – все 15. Сейчас у судей еще мода везде государственную измену добавлять. И таких дел будет больше, я так думаю
Другие истории:
Я живу без желудка. Мне пришлось заново учиться есть. Но самым сложным оказалось принять свое новое тело
Я обеднела после 2022 года. Я покупала брендовые сумки и летала за границу на выходные. Теперь мне хватает только на самое необходимое
Тайна семьи: 6 странных смертей за 14 лет вынудили брата и сестру провести собственное расследование
Пьяный военный — это теперь едва ли не худший пассажир, судя по рассказам проводников
В моей квартире живет 21 кот. Я трачу на них больше 100 тысяч в месяц