В этом году исполняется 90 лет со дня выхода первого номера журнала «Наука и жизнь». Этот научно-популярный журнал интересен широкому кругу читателей. Школьные учителя могут найти в нём материал для уроков и внеклассных мероприятий. В этой статье покажем несколько примеров статей по естественно-научным дисциплинам, опубликованных в журнале в разные годы, которые рекомендуем прочитать учителям.
Тонкая настройка для успешной реакции
Статья Татьяны Зиминой в журнале «Наука и жизнь» № 1 за 2024 год посвящена катализаторам. Знакомство учеников с катализаторами происходит уже в 8 классе при изучении способов получения кислорода. В качестве примера приведём задание из «Облака знаний» «Понятие о катализаторе».
В журнале речь идёт о новом поколении катализаторов на основе наноматериалов. Автор статьи пишет: «В последнее время большой интерес вызывают катализаторы на основе наноматериалов, особенно наночастиц, состоящих из двух металлов. Наночастицы хорошо адсорбируют реагенты, а меняя соотношение металлов в их составе, можно тонко "настраивать" их каталитическую активность.»
На рисунке приведена структура такого катализатора.
Учитель после прочтения этой статьи может рассказать ученикам 11 класса на уроке по теме «Химия и нанотехнологии» о новых направлениях в применении наноматериалов, а также предложить выполнить задание из «Облака знаний» — «Каталитические реакции с использованием наночастиц».
«Пустые клеточки» таблиц Менделеева
В журнале «Наука и жизнь» № 3 за 2024 год опубликовано интервью с доктором физико-математических наук Александром Карповым. Учёный отвечает на вопросы о появлении новых химических элементов, о пределах Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, о значении расширения Периодической системы для углубления научных знаний и развития естественно-научного мировоззрения.
Учитель может рассказать о содержании этого интервью ученикам 8, 9, 11 классов при изучении темы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Новая информация поможет школьникам выполнить задания из «Облака знаний»:
Последним сдался килограмм
В журнале «Наука и жизнь» № 3 за 2019 год опубликована статья кандидата физико-математических наук Алексея Понятова об эталонах в системе мер. Ученикам будет интересно узнать, что принятый ранее эталон 1 килограмма, определяемый весом цилиндра из платиноиридиевого сплава, теперь заменила экспериментальная величина. Определение массы эталона производят на специальных весах Киббла, где вместо разновесов используют электромагнитную силу, рассчитанную на основе постоянной Планка.
В «Облаке знаний» есть задание по физике «Последним сдался килограмм», основанное на этой статье.
Энергия на длинную дистанцию
В журнале «Наука и жизнь» № 10 за 2023 год опубликована статья «Энергия на длинную дистанцию». В статье научный сотрудник Института ядерной физики им Г. И. Будкера СО РАН (г. Новосибирск) Сергей Васильев рассматривает преимущества и недостатки альтернативных источников энергии, в том числе энергию управляемого термоядерного синтеза.
В 9 классе в разделе «Квантовые явления» подразделе «Ядерные реакции» ученики знакомятся с понятием термоядерного синтеза. Информация, изложенная в статье, будет им полезна. Предложите школьникам выполнить задание «Термоядерный синтез гелия» из «Облака знаний».
Археоптерикс – не птица
В журнале «Наука и жизнь» № 4 за 2010 год в разделе «Бюро иностранной научно-технической информации» была опубликована статья «Археоптерикс – не птица». Международная группа палеонтологов исследовала кости ископаемого организма и пришла к выводу, что они больше похожи на кости динозавров, а не птиц.
Расскажите ученикам 8 класса о результатах международных исследований и предложите выполнить задание из «Облака знаний» по теме «Предок птиц».
На чём растут «сумки» и «денежки»?
В журнале «Наука и жизнь» № 7 за 2024 год опубликована статья кандидата биологических наук Дмитрия Донскова «На чём растут «сумки» и «денежки»?».
В статье рассказывается о повсеместно распространённом растении, называемом «пастушья сумка». Это однолетнее растение очень чувствительно к месту произрастания, его вид может значительно отличаться как по размерам стебля, так и по изрезанности листьев, длине соцветия, числу цветков и семян.
Обсудите с учениками 7 класса причину такой изменчивости. Предложите выполнить задание из «Облака знаний» на тему «Признаки дикорастущих сорных растений», в котором необходимо назвать признаки пастушьей сумки, которые характеризуют её как сорняк.
В заключении статьи рекомендуем учителям читать статьи в журнале «Наука и жизнь», это позволит вам быть в курсе новых научных открытий, знакомить с ними учащихся. А в «Облаке знаний» вы сможете найти задания для закрепления у учеников новой информации.