Найти в Дзене
Облако знаний

Как журнал «Наука и жизнь» может помочь учителю

В этом году исполняется 90 лет со дня выхода первого номера журнала «Наука и жизнь». Этот научно-популярный журнал интересен широкому кругу читателей. Школьные учителя могут найти в нём материал для уроков и внеклассных мероприятий. В этой статье покажем несколько примеров статей по естественно-научным дисциплинам, опубликованных в журнале в разные годы, которые рекомендуем прочитать учителям. Статья Татьяны Зиминой в журнале «Наука и жизнь» № 1 за 2024 год посвящена катализаторам. Знакомство учеников с катализаторами происходит уже в 8 классе при изучении способов получения кислорода. В качестве примера приведём задание из «Облака знаний» «Понятие о катализаторе». В журнале речь идёт о новом поколении катализаторов на основе наноматериалов. Автор статьи пишет: «В последнее время большой интерес вызывают катализаторы на основе наноматериалов, особенно наночастиц, состоящих из двух металлов. Наночастицы хорошо адсорбируют реагенты, а меняя соотношение металлов в их составе, можно тонко
Оглавление

В этом году исполняется 90 лет со дня выхода первого номера журнала «Наука и жизнь». Этот научно-популярный журнал интересен широкому кругу читателей. Школьные учителя могут найти в нём материал для уроков и внеклассных мероприятий. В этой статье покажем несколько примеров статей по естественно-научным дисциплинам, опубликованных в журнале в разные годы, которые рекомендуем прочитать учителям.

Тонкая настройка для успешной реакции

Статья Татьяны Зиминой в журнале «Наука и жизнь» № 1 за 2024 год посвящена катализаторам. Знакомство учеников с катализаторами происходит уже в 8 классе при изучении способов получения кислорода. В качестве примера приведём задание из «Облака знаний» «Понятие о катализаторе».

-2

В журнале речь идёт о новом поколении катализаторов на основе наноматериалов. Автор статьи пишет: «В последнее время большой интерес вызывают катализаторы на основе наноматериалов, особенно наночастиц, состоящих из двух металлов. Наночастицы хорошо адсорбируют реагенты, а меняя соотношение металлов в их составе, можно тонко "настраивать" их каталитическую активность.»

На рисунке приведена структура такого катализатора.

-3

Учитель после прочтения этой статьи может рассказать ученикам 11 класса на уроке по теме «Химия и нанотехнологии» о новых направлениях в применении наноматериалов, а также предложить выполнить задание из «Облака знаний» — «Каталитические реакции с использованием наночастиц».

«Пустые клеточки» таблиц Менделеева

В журнале «Наука и жизнь» № 3 за 2024 год опубликовано интервью с доктором физико-математических наук Александром Карповым. Учёный отвечает на вопросы о появлении новых химических элементов, о пределах Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, о значении расширения Периодической системы для углубления научных знаний и развития естественно-научного мировоззрения.

-4

Учитель может рассказать о содержании этого интервью ученикам 8, 9, 11 классов при изучении темы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

Новая информация поможет школьникам выполнить задания из «Облака знаний»:

Последним сдался килограмм

В журнале «Наука и жизнь» № 3 за 2019 год опубликована статья кандидата физико-математических наук Алексея Понятова об эталонах в системе мер. Ученикам будет интересно узнать, что принятый ранее эталон 1 килограмма, определяемый весом цилиндра из платиноиридиевого сплава, теперь заменила экспериментальная величина. Определение массы эталона производят на специальных весах Киббла, где вместо разновесов используют электромагнитную силу, рассчитанную на основе постоянной Планка.

Весы Киббла из Национального института стандартов и технологий США
Весы Киббла из Национального института стандартов и технологий США

В «Облаке знаний» есть задание по физике «Последним сдался килограмм», основанное на этой статье.

Энергия на длинную дистанцию

В журнале «Наука и жизнь» № 10 за 2023 год опубликована статья «Энергия на длинную дистанцию». В статье научный сотрудник Института ядерной физики им Г. И. Будкера СО РАН (г. Новосибирск) Сергей Васильев рассматривает преимущества и недостатки альтернативных источников энергии, в том числе энергию управляемого термоядерного синтеза.

-6

В 9 классе в разделе «Квантовые явления» подразделе «Ядерные реакции» ученики знакомятся с понятием термоядерного синтеза. Информация, изложенная в статье, будет им полезна. Предложите школьникам выполнить задание «Термоядерный синтез гелия» из «Облака знаний».

Археоптерикс – не птица

В журнале «Наука и жизнь» № 4 за 2010 год в разделе «Бюро иностранной научно-технической информации» была опубликована статья «Археоптерикс – не птица». Международная группа палеонтологов исследовала кости ископаемого организма и пришла к выводу, что они больше похожи на кости динозавров, а не птиц.

-7

Расскажите ученикам 8 класса о результатах международных исследований и предложите выполнить задание из «Облака знаний» по теме «Предок птиц».

На чём растут «сумки» и «денежки»?

В журнале «Наука и жизнь» № 7 за 2024 год опубликована статья кандидата биологических наук Дмитрия Донскова «На чём растут «сумки» и «денежки»?».

-8

В статье рассказывается о повсеместно распространённом растении, называемом «пастушья сумка». Это однолетнее растение очень чувствительно к месту произрастания, его вид может значительно отличаться как по размерам стебля, так и по изрезанности листьев, длине соцветия, числу цветков и семян.

Обсудите с учениками 7 класса причину такой изменчивости. Предложите выполнить задание из «Облака знаний» на тему «Признаки дикорастущих сорных растений», в котором необходимо назвать признаки пастушьей сумки, которые характеризуют её как сорняк.

В заключении статьи рекомендуем учителям читать статьи в журнале «Наука и жизнь», это позволит вам быть в курсе новых научных открытий, знакомить с ними учащихся. А в «Облаке знаний» вы сможете найти задания для закрепления у учеников новой информации.

Наука
7 млн интересуются