Россия ужесточает меры против нелегальных мигрантов, но продолжает активно привлекать рабочих из государств Азии. Можно ли выстроить новую модель сотрудничества с соседями без рисков для внутренней стабильности?
На заседании межправительственной комиссии в Душанбе, где обсуждались вопросы миграционного взаимодействия между Россией и Таджикистаном, внимание привлекли сразу несколько заявлений, которые определяют будущее трудовой миграции между нашими странами.
Итак, вице-премьер России Марат Хуснуллин сделал чёткое заявление:
нелегальная миграция в РФ будет искоренена, а привлечение трудовых ресурсов из Таджикистана станет абсолютно легальным процессом.
В то же время премьер-министр Таджикистана Кохир Расулзода отметил, что, несмотря на устойчивый спрос со стороны российских работодателей на рабочую силу из его страны, имеют место случаи депортации граждан Таджикистана, въезд которым был запрещён по причине «обеспечения безопасности». По его словам, данная формулировка слишком расплывчатая...
Спрос есть?
Этот контраст между растущим спросом на таджикских рабочих и ограничениями, которые возникают в связи с миграционной политикой, чётко обозначает вызовы, стоящие перед Москвой.
Россия, сталкиваясь с дефицитом рабочей силы, с одной стороны, нуждается в мигрантах. С другой — желание обеспечить внутреннюю безопасность и контроль над незаконной миграцией становится всё более важной задачей, особенно на фоне внутренней напряжённости в обществе, связанной с нелегальными гостями из соседних стран.
Почему так остро
Поэтому решение проблемы нелегальной миграции в России — это не только вопрос социального порядка, но и экономической стабильности. Однако нелегальная миграция сейчас становится фактором политической и социальной нестабильности. Как быть с этим моментом?
Заявление Хуснуллина о том, что нелегальной миграции больше не будет, звучит как итог многолетних дебатов и попыток наладить процесс трудовой миграции на легальной основе.
Но что изменилось? Почему вопрос миграции стал таким острым?
Во многом это связано с рядом внутренних и внешних факторов, влияющих на миграционную политику.
- Во-первых, ужесточение миграционных законов связано с ростом напряжённости в регионах, где за последние годы значительно выросло число нелегальных мигрантов. Вместе с тем выросло и количество инцидентов, связанных с беспределом иностранцев, что усилило негативное восприятие в обществе.
- Во-вторых, дефицит рабочей силы растёт, и, хотя Россия объективно нуждается в трудовых ресурсах, этот процесс должен быть строго регулируемым.
- Третьим фактором является международная политическая обстановка. Россия старается укрепить свои позиции в Центральной Азии, в том числе и в Таджикистане. Конечно, в связи с этим трудовая миграция — не просто экономический процесс, а важная составляющая международного сотрудничества.
А русские что?
На этом фоне привлечение работников из российской глубинки для решения проблемы дефицита рабочей силы кажется логичным шагом.
Политики и общественные деятели считают, что жители малых городов могут заменить мигрантов, если им предложить достойные условия труда и зарплаты. Это могло бы снизить зависимость от миграции и оживить регионы с высокой безработицей.
Однако на практике всё не так просто.
Во многих регионах нет инфраструктуры для трудовой миграции, а переезд в большие города сопровождается проблемами с жильём и доступом к услугам. Кроме того, работодатели предпочитают нанимать мигрантов из-за их готовности работать за меньшую плату, и конкуренция на рынке труда остаётся высокой.
Выход один: чтобы мотивировать россиян, нужны более высокие зарплаты, что увеличит расходы для бизнеса.
Но пойдут ли на это наши предприниматели? Это, кажется, главный вопрос.