Никола́й Васи́льевич Не́врев (1830–1904) — русский исторический и жанровый живописец, художник-передвижник, специализирующийся на жанровых сценах с сатирическим и разоблачительным уклоном. То есть всё по канонам передвижников. Впрочем, постепенно он всё больше стал писать картины на исторические темы, а зарабатывал, как и многие другие русские художники, создавая портреты на заказ.
Но интереснее всего его жанровые сцены, о наиболее примечательных из них мы и поговорим в этой статье.
У этой картины есть и другое название: «Отец Прокадим Вонмигласов возглашает многолетие». Разумеется, имя и фамилия вымышленные и ироничные. Прокадим — от слова кадило, а Вонмигласов — сочетание двух старославянских слов: вонми — прислушайся и гласов — голос. Но вряд ли тут нужно прислушиваться, скорее хочется заткнуть уши, как при просмотре некоторых наших передач на телевидении.
Согласно сюжету, батюшку пригласил богатый купец на свои именины, а тот с радостью согласился. Зарплату священнослужителям не платили, и они зарабатывали на жизнь, беря плату за церковные обряды и пожертвования. Так-то отказаться от столь заманчивой халтурки батюшка никак не мог и очень старается. Неврев немного снизил уровень иронии, изобразив его в синем одеянии, а не в привычном чёрном, как обычно ходили священники. То есть это вымышленный персонаж и к настоящим попам никакого отношения не имеет. Кстати, наиболее благодарные зрители, то есть купец и его гости, находятся навеселе, а вот жена купца одно ухо заткнула, не в силах слушать батюшкины песнопения, да и её старший сын особого восторга от музицирования не испытывает.
Это уже самая известная и резонансная картина Неврева, которую в советское время неоднократно печатали в различных учебниках, повествуя о страданиях крепостных. Да и на момент написания она была очень животрепещущей: крепостное право отменили только пять лет назад, и всё изображённое там казалось вполне актуальным.
Два не слишком приятных господина ведут торг, предметом которого выступают их крепостные, в частности, молодые девушки. Одна из них стоит возле стола. Она настоящая русская красавица, наверняка ещё не была замужем, и заплатить за неё могут дорого.
Причём ещё не факт, что она просто будет работать где-нибудь в поле и выйдет замуж по собственной воле. Скорее всего, покупатель «снимет сливки», если девушка будет покладиста и сумеет ему угодить, подержит в прислугах некоторое время, а после отдаст какому-нибудь мужику, чтобы крестьяне «плодились и размножались», приумножая его достаток. И таких девушек не одна: староста постарался, собрал красавиц со всей деревни — выбирай любую на свой вкус, а хочешь, бери всех разом.
Кстати, позади хозяина висит небольшой портрет французского борца за свободу и оратора Мирабо, который написал «Декларацию прав человека и гражданина». Не исключено, что продавец хочет казаться прогрессивным человеком и эстетом: не случайно он носит халат, курит вычурную трубку, на самом почётном месте повесил картину с обнажённой натурой, какого-нибудь французского художника, а не икону.
Не отстаёт от него в пускании пыли в глаза и покупатель: он носит шляпу боливар, которая в те годы считалась символом либерализма. Вот такие псевдолиберальные господа, ради собственной выгоды и удовольствия занимающиеся совсем не либеральным делом. Чем-то изображённая ситуация напоминает торговлю людьми на восточных невольничьих рынках, только экзотики там меньше, всё привычно российское и обыденное, да и девушки не обнаженные, а в праздничных красных сарафанах.
Но именно в этой обыденности и кроется самый ужас.
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.