Найти тему
Ион Жани

Про фальсификацию истории в «отцензурированном» фильме «Сельская учительница» 1947 года или, внутренние враги не перевелись…

(Буду благодарен всем за прочтение и содействие в составлении иска!

Просьба -не забудьте подписаться, поставить лайк и поделиться в соцсетях.)

«— Эй, товарищи! Чего смотрите невесело?

Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите!

— Мне не страшно умирать, товарищи.

Это — счастье умереть за свой народ…—

Вы меня сейчас повесите, но я не одна.

Нас двести миллионов, всех не перевешаете.

Вам отомстят за меня.

Солдаты!

Пока не поздно, сдавайтесь в плен,

все равно победа будет за нами!

Вам отомстят за меня…

Прощайте, товарищи!

Боритесь, не бойтесь!

С нами Сталин! Сталин придёт!..»

Зоя Анатольевна Космодемьянская (Таня)

(13 сентября 1923 -29 ноября 1941 год)

(Первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза

(1942 год, посмертно) во время Великой Отечественной войны.

Кавалер ордена Ленина (посмертно).

«Я считаю, что триумф «Тани» —

это триумф чудесной русской девушки Зои Космодемьянской,

моя же роль — это скромная роль репортёра,

протоколиста событий, который,

по рассказам очевидцев, добросовестно и пунктуально записал всё,

что связано с подвигом и гибелью нашей героини.

Успех очерков о Тане в том,

что они от начала до конца документальны,

протокольны и в них нет ни вымысла,

ни пустой и звонкой фразы, так часто спасающей очеркиста,

не запасшегося достаточным количеством добротных фактов»

Пётр Александрович Лидов (1906 — 22 июня 1944)

— советский журналист,

военный корреспондент газеты «Правда»,

автор первого очерка «Таня» о Зое Космодемьянской (1942),

предпринявший журналистское расследование событий в Петрищеве.

Кавалер ордена Отечественной войны I степени.

5 октября 2024 года, в «день учителя», по государственному каналу «Культура» ТВ России, был показан прекрасный фильм «Сельская учительница», который в широкий прокат вышел в октябре 1947 года под названием «Воспитание чувств».

Режиссёр Марк Донской, сценарист Мария Смирнова, оператор Сергей Урусевский и исполнительница главной роли Вера Марецкая были удостоены за этот фильм Сталинской премии I степени в области литературы и искусства за 1948 год.

В 1990-е годы фильм выпущен на видеокассетах. А в 2000-е годы фильм был отреставрирован и выпущен на DVD-дисках компанией. «Восток В», 28 июня 2007 года — студией «Союз Видео» и «Видеосинтез».

Казалось бы, ничего необычного. Нормальная история со всеми советскими фильмами, которых много и разных. И, как принято было в СССР, основной фабулой фильмов той эпохи было становление советского человека на примере подвигов героев своего времени, торжество благородства и самопожертвования ради других, ради будущего своей Родины. Конечно, фильм смотрится с ностальгией и искренней досадой по несбывшейся мечте торжества человеческого благородства, его общественной, социальной сущности над субъектной сущностью, которая непременно включает компоненту эгоизма и прочих атрибутов отсутствия благородства. Изначально ничего не предвещало ничего особенного. Но, вот на 98 минуте фильма, учительница Варвара Васильевна вначале урока, прежде чем начать работу над сочинением «Жить-это значит служить Родине», представляет ученикам класса только что вышедшую газету «Правда» с очерком «Таня», популярного с первых дней начала Великой Отечественной Войны, военного корреспондента «Правды», Петра Александровича Лидова (1906—1944). Всё бы ничего, если бы из этой сцены не были бы вырезаны самые главные слова этого фильма, на чём строилась вся его фабула, за что, в т.ч., фильм был удостоен Сталинской премии I степени…

И здесь, не лишне будет напомнить, что очерк «Таня» -это документальное свидетельство подвига Зои Космодемьянской, первой девушки, удостоенной посмертно звания Героя Советского Союза, кавалера ордена Ленина (посмертно). А вот, почему «Таня», тоже не лишне будет напомнить, особенно, для тех молодых людей, которым и сегодня не чужды понятия долг, честь, Родина, благородство и жизнь во благо добра и справедливости. А назвалась Таней Зоя Космодемьянская, будучи в немецком плену, потому как, была воспитана на примере подвига Татьяны Григорьевны Соломахи (1 сентября 1893 — 7 ноября 1918). Которая была учительницей, красным комиссаром, член партии большевиков, участницей Гражданской войны и становления Советской власти. Таня в 25 лет зверски была казнена белогвардейцами за подпольную деятельность. Тысячи и тысячи советских молодых людей были потрясены подвигом Тани и не раздумывая были готовы его повторить. И вот, мало того, что в, сильно урезанном и, подверженном жесточайшей цензуре, фильме «Сельская учительница», продемонстрированном 5 октября 2024 года по государственному каналу ТВ, ничего про это не говорится, так, по показанным кадрам мало кто из сегодняшних молодых людей может понять, о чём там вообще речь, зачем, ради чего и, самое главное о ком. Так, это ли не есть факт злейшей фальсификации истории, не менее циничный, чем вся та вакханалия, которую устроили т.н. Запад, в т.ч., с тотальным сносом памятников и мемориалов советским воинам-освободителям этого самого Запада от самой чудовищной античеловеческой идеологии-идеологии национал-фашизма?...

Сегодня, когда Россия вновь обречена противостоять этой идеологии, которую этот «Запад» пытается реанимировать, задача, всех, хоть сколько осознающих ответственность перед праведным человечеством, своими потомками, выразить свою однозначную позицию по, в первую очередь, не позволить предать забвению, фальсификации и хоть какое уменьшение благородной значимости подвига таких героев, как Зоя Космодемьянская. Да, сегодня только при сильном нежелании невозможно заметить, как этот «Запад», которого буквально корёжит от самого понятия «дружба народов», совесть, порядочность, традиционные ценности, важность социальной сущности человека его субъектной сущности, пытается натравить друг на друга братские народы, а то и часть одного и того же народа, на другую часть, предварительно разделив их иезуитскими способами.

Да, сегодня, не только на Специальной Военной Операции, где по новой идёт денацификация того же самого объединенного Запада, мы становимся свидетелями новых подвигов, новых героев - наших современников, вчерашних, казалось, обычных людей, важно не предавать забвению подвиг тех, которые во все времена были на стороне Добра!

Разве можно предать забвению подвиг 18-ти летней Зои Космодемьянской, совершенной в ноябре 1941 года? Подвиг 26-ти летнего Александра Прохоренко 17 марта 2016 года - военнослужащего Сил специальных операций Вооруженных сил России в военной операции в Сирии, против тех же сил Абсолютного Зла, вызвавшего огонь на себя? Героический подвиг 31-ти летнего лейтенанта Магомеда Нурбагандова, полицейского из Дагестана, который не предав присягу в последний момент перед хладнокровным расстрелом со связанными руками воскликнул: «…Работайте, братья!», сохранившийся на видеозаписи в телефонах убийц? А подвиги тысяч и тысяч советских людей, русских людей, людей русского мира, на которых зиждется надежда всего праведного человечества в их справедливом противостоянии адептам идеологии того самого Абсолютного Зла? Идеологии, лежащей в основе национал-фашизма, расовой и этнической дискриминации и сегрегации, предания забвению таких понятий, как совесть, честь, благородство и остальные высокие духовные порывы, выработанные праведным человечеством.

Конечно же, рассказы и фильмы о таких героях безусловно продолжают вдохновлять новые поколения в борьбе с теми, кто не перестаёт реанимировать всё то низменное, против чего праведное человечество обречено бороться. А очерк Лидова тогда был перепечатан в республиканских, областных и городских газетах, выпущен отдельной брошюрой, передавался по радио. Публикация вызвала множество откликов. Конечно, яркий образ Зои, безусловно, повлиял на моральное состояние всей Советской армии. Солдаты писали матери партизанки, что её дочь будет отомщена, писали имя Зои на танках и самолётах, клали в нагрудные карманы её фотографии, уходя в бой...

В свете вышеизложенного, разве не уместен вопрос, точнее, недоумение-«На чью мельницу льют воду те, кто так исковеркал изначально прекрасный фильм «Сельская учительница» 1947 года и те, кто допустил его к показу 5 октября 2024 года по одному из государственных каналов ТВ России «Культура» в столь значимый день- день учителя?»

Разве не будет справедливым возмущение тех, кто считает, что подобное надругательство над памятью и историей ничем не отличается от той фальсификации истории и тем варварским уничтожением памятников и не только героев войн, -всего, что связано с русским миром, его историей, которые совершаются повсюду, до куда достигают щупальца адептов Абсолютного Зла?

Конечно же, у всякого, не лишённого совести человека, не может не складываться мнение, что только по причине патологической неприемлемости всего того благородного, о чём указано выше, у новоявленных авторов-цензоров в показе фильма «Сельская учительница» на «Культуре» не прозвучали последние слова из очерка «Таня»: «И немеркнущая слава разнесется о ней по всей советской земле, и миллионы людей будут с любовью думать о далекой заснеженной могилке, и Сталин мысленно придет к надгробью своей верной дочери».

Посему, полагаю, не будет лишним, если я обращусь с просьбой к более сведущим, кто поможет оформить это моё это возмущение-недоумение в качестве, почему бы нет, ИСКА, против причастных к надругательству над фильмом «Сельский учитель», дабы восстановить историческую справедливость и достоверность.

P.S.

Благодарю всех за прочтение, надеюсь заинтересовало! Буду благодарен за конструктивную критику! Просьба -не забудьте подписаться, поставить лайк и поделиться в соцсетях.

Рекомендуется…

Послесловие 1

О фильме «Сельский учитель» («Воспитание чувств») (1947 г.)

В октябре 1947 года на экраны СССР вышел прекрасный фильм «Сельская учительница». Очевидно, восприятие для сегодняшних молодых людей этого фильма сильно отличается от того, как этот фильм был воспринят в своё время современниками- учениками, учителями, всем советским народом во всём СССР.

Действие фильма начинается накануне Первой Мировой войны и завершается уже окончанием Великой Отечественной войны. Премьера под изначальным названием «Воспитание чувств» состоялась в начале ноября 1947 года. Кинокартина была удостоена Сталинской премии I степени.

Чёрно-белая мелодрама о любви учительницы Варвары и революционера Мартынова (Даниил Сагал). Ещё до революции Варенька (Вера Марецкая) познакомилась с ним на выпускном балу и уехала в далекое сибирское село. Там медленно, но верно «барышня из города» завоёвывает сердца местных жителей, людей крутых, занимающихся золотодобычей. Среди её учеников был один очень способный мальчик, Пров Воронов, сдавший на «отлично» все экзамены в гимназию. Но директор гимназии (Ростислав Плятт) не принял талантливого ученика, заявив, что дети нищих никогда не будут сидеть за одной партой с детьми аристократов. Варвара Васильевна верила, что придут времена, когда Пров сможет учиться.

Из ссылки возвращается Мартынов, все эти годы любивший Варвару. Молодые люди венчаются и играют свадьбу, но вскоре мужа снова арестовывают. Пришла Первая мировая война, потом Революция. Новая власть открывает новые возможности всем людям, и Варвара помогает своему самому способному ученику, Прову Воронову, поехать в город и продолжить своё образование в училище.

Мартынов погибает на посту комиссара, Варваре же предстоят тяжёлые испытания в борьбе с «кулачеством». Завершается фильм встречей выпускников Варвары Васильевны уже после Великой Отечественной войны. Её, уже пожилую и всеми уважаемую учительницу посещает повзрослевший Пров Воронов, ставший известным учёным.

Однако в фильме есть эпизод, который и стал поводом к появлению настоящего иска…

Послесловие 2

«Таня» (27 января 1942 года)

Очерк Петра Лидова (1906—1944), газета «Правда», 27 января 1942 года, фото Сергея Струнникова.

Труп комсомолки-партизанки Татьяны, зверски замученной и повешенной гитлеровскими бандитами в деревне Петрищево, Верейского района, Московской области. Фото С. Струнникова

В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве, близ города Вереи, немцы казнили восемнаднатилетнюю комсомолку-москвичку, назвавшую себя Татьяной. (Имя Таня, которым назвалась Космодемьянская, было выбрано ей в память казнённой белогвардейцами во время Гражданской войны Татьяны Соломахи).

То было в дни наибольшей опасности для Москвы. Дачные места за Голицыном и Сходней стали местами боев, Москва отбирала добровольцев-смельчаков и посылала их через фронт для помощи партизанским отрядам в их борьбе с противником в тылу.

Вот тогда в Петрищеве кто-то перерезал все провода германского полевого телефона, а вскоре была уничтожена конюшня немецкой воинской части и в ней семнадцать лошадей. На следующий вечер партизан был пойман.

Из рассказов солдат петрищевские колхозники узнали обстоятельства поимки партизана. Он пробрался к важному военному объекту. На нем была шапка, меховая куртка, стеганые ватные штаны, валенки, а через плечо — сумка. Подойдя к объекту, человек сунул за пазуху наган, который держал в руке, достал из сумки бутылку с бензином, полил из нее и потом нагнулся, чтобы чиркнуть спичкой.

В этот момент часовой подкрался к нему и обхватил сзади руками. Партизану удалось оттолкнуть немца и выхватить револьвер, но выстрелить он не успел. Солдат выбил у него из рук оружие и поднял тревогу.

Партизан был отведен в избу, где жили офицеры, и тут только разглядели, что это — девушка, совсем юная, высокая, стройная, с большими, темными глазами и темными, стрижеными, зачесанными наверх волосами.

Хозяевам дома было приказано выйти в кухню, но все-таки они слышали, как офицер задавал Татьяне вопросы и как та быстро, без запинки отвечала: «нет», «не знаю», «не скажу», «нет»; и как потом в воздухе засвистели ремни, и как стегали они по телу. Через несколько минут молоденький офицерик выскочил оттуда в кухню, уткнул голову в ладони и просидел так до конца допроса, зажмурив глаза и заткнув уши.

Хозяева насчитали двести ударов, но Татьяна не издала ни одного звука. А после опять отвечала: «нет», «не скажу», только голос ее звучал глуше, чем прежде.

После допроса Татьяну повели в избу Василия Александровича Кулика. На ней уже не было ни валенок, ни шапки, ни теплой одежды. Она шла под конвоем в одной сорочке и трусиках, ступая по снегу босыми ногами.

Когда ее ввели в дом, хозяева при свете лампы увидели на лбу у нее большое иссиня-черное пятно и ссадины на ногах и руках. Руки девушки были связаны сзади веревкой. Губы ее были искусаны в кровь и вздулись. Наверно, она кусала их, когда побоями от нее хотели добиться признания.

Она села на лавку. Немецкий часовой стоял у двери. С ним был еще один солдат. Василий и Прасковья Кулик, лежа на печи, наблюдали за арестованной. Она сидела спокойно и неподвижно, потом попросила пить. Василий Кулик спустился с печи и подошел было к кадушке с водой, но часовой оттолкнул его.

— Тоже хочешь палок? — злобно спросил он.

Солдаты, жившие в избе, окружили девушку и громко потешались над ней. Одни шпыняли ее кулаками, другие подносили к подбородку зажженные спички, а кто-то провел по ее спине пилой.

Натешившись, солдаты ушли спать. Часовой вскинул винтовку наизготовку и велел Татьяне подняться и выйти из дома. Он шел позади нее вдоль по улице, почти вплотную приставив штык к ее спине. Потом он крикнул: «Цурюк!», и повел девушку в обратную сторону. Босая, в одном белье, ходила она по снегу до тех пор, пока ее мучитель сам не продрог и не решил, что пора вернуться под теплый кров.

Этот часовой караулил Татьяну с десяти вечера до двух часов ночи и через каждые полчаса—час выводил ее на улицу на 15—20 минут. Наконец, изверг сменился. На пост встал новый часовой. Несчастной разрешили прилечь на лавку.

Улучив минуту, Прасковья Кулик заговорила с Татьяной.

— Ты чья будешь? — спросила она.

— А вам зачем это?

— Сама-то откуда?

— Я из Москвы.

— Родители есть?

Девушка не ответила. Она пролежала до утра без движения, ничего не сказав более и даже не застонав, хотя ноги ее были отморожены и не могли не причинять боли.

Никто не знает, спала она в эту ночь или нет и о чем думала она, окруженная злыми врагами.

Поутру солдаты начали строить посреди деревни виселицу.

Прасковья снова заговорила с девушкой:

— Позавчера это ты была?

— Я… Немцы сгорели?

— Нет.

— Жаль. А что сгорело?

— Кони ихние сгорели. Сказывают — оружие сгорело…

В 10 часов утра пришли офицеры. Старший из них по-русски спросил Татьяну:

— Скажите, кто вы?

Татьяна не ответила.

— Скажите, где находится Сталин?

— Сталин находится на своём посту, — ответила Татьяна.

Продолжения допроса хозяева дома не слышали — им велели выйти из комнаты и впустили обратно, когда допрос был уже окончен.

Из комендатуры принесли часть татьяниных вещей: жакет, брюки, чулки. Шапка, меховая куртка и валеные сапоги исчезли — их успели уже поделить между собой унтер-офицеры. Тут же лежала ее походная сумка и в ней — бутылки с бензином, спички, патроны к нагану, сахар и соль.

Татьяну одели, и хозяева помогали ей натягивать чулки на почерневшие ноги. На грудь Татьяне повесили отобранные у нее бутылки с бензином и доску с надписью: «Партизан». Так ее вывели на площадь, где стояла виселица.

Место казни окружало десятеро конных с саблями наголо. Вокруг стояло больше сотни немецких солдат и несколько офицеров. Местным жителям было приказано собраться и присутствовать при казни, но их пришло немного, а некоторые, придя и постояв, потихоньку разошлись по домам, чтобы не быть свидетелями страшного зрелища.

Под спущенной с перекладины петлей были поставлены один на другой два ящика из-под макарон. Татьяну приподняли, поставили на ящик и накинули на шею петлю. Один из офицеров стал наводить на виселицу объектив своего «кодака»: немцы — любители фотографировать казни и экзекуции. Комендант сделал солдатам, выполнявшим обязанность палачей, знак обождать.

Татьяна воспользовалась этим и, обращаясь к колхозницам и колхозникам, крикнула громким и чистым голосом:

— Эй, товарищи! Чего смотрите невесело? Будьте смелее, боритесь, бейте немцев, жгите, травите!

Стоявший рядом немец замахнулся и хотел то ли ударить ее, то ли заткнуть ей рот, но она оттолкнула его руку и продолжала:

— Мне не страшно умирать, товарищи. Это — счастье умереть за свой народ…

Фотограф снял виселицу издали и вблизи и теперь пристраивался, чтобы сфотографировать ее сбоку. Палачи беспокойно поглядывали на коменданта, и тот крикнул фотографу:

— Скорее же!

Тогда Татьяна повернулась в сторону коменданта и, обращаясь к нему и к немецким солдатам, продолжала:

— Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас двести миллионов, всех не перевешаете. Вам отомстят за меня. Солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен, все равно победа будет за нами! Вам отомстят за меня…

Русские люди, стоявшие на площади, плакали. Иные отвернулись и стояли спиной, чтобы не видеть того, что должно было сейчас произойти.

Палач подтянул веревку, и петля сдавила танино горло. Но она обеими руками раздвинула петлю, приподнялась на носках и крикнула, напрягая все силы: — Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь! С нами Сталин! Сталин придет!..

Палач уперся кованым башмаком в ящик, и ящик заскрипел по скользкому, утоптанному снегу. Верхний ящик свалился вниз и гулко стукнулся оземь. Толпа отшатнулась. Раздался и замер чей-то вопль, и эхо повторило его на опушке леса…

Она умерла во вражьем плену на фашистской дыбе, ни единым звуком не выдав своих страданий, не выдав своих товарищей. Она приняла мученическую смерть, как героиня, как дочь великого народа, которого никому и никогда не сломить! Память о ней да живет вечно!

…В ночь под новый год перепившиеся фашисты окружили виселицу, стащили с повешенной одежду и гнусно надругались над ее телом. Оно висело посреди деревни еще день, исколотое и изрезанное кинжалами, а вечером 1 января фашисты распорядились спилить виселицу. Староста кликнул людей, и они выдолбили в мерзлой земле яму в стороне от деревни.

Таню похоронили без почестей, за деревней, под плакучей березой, и вьюга завеяла могильный холмик. А вскоре пришли те, для кого Таня в темные декабрьские ночи грудью пробивала дорогу на запад.

Остановившись для привала, бойцы придут сюда, чтобы до земли поклониться ее праху и сказать ей душевное русское спасибо. И отцу с матерью, породившим на свет и вырастившим героиню; и учителям, воспитавшим ее; и товарищам, закалившим ее дух.

И немеркнущая слава разнесется о ней по всей советской земле, и миллионы людей будут с любовью думать о далекой заснеженной могилке, и Сталин мысленно придет к надгробью своей верной дочери.

П. Лидов.

Западный фронт, 26 января.

P.S.

Благодарю всех за прочтение, надеюсь заинтересовало! Буду благодарен за конструктивную критику!

Просьба -не забудьте подписаться, поставить лайк и поделиться в соцсетях.