Каждую минуту в мире перестают функционировать десятки фирм. Даже среди 500 крупнейших компаний мира средняя продолжительность жизни составляет всего 40 лет. Однако в Японии есть такая компания, King Kong Group, которая просуществовала целых 1440 лет. Она успешно начинала и в последствии вела свой бизнес еще в те времена, когда многие нынешние «развитые» европейские страны еще даже не появились на карте.
Чем занимается самая долгоживущая компания в мире? Почему она все еще успешно функционирует, пройдя через многие жизненные превратности?
King Kong Group появилась в Японии в 578 году нашей эры и успех этой фирмы неотделим от ее основного бизнеса: строительства храмов. Храмы всегда играли важную роль в истории Японии. Это не только религиозное место, но и центр культуры и власти.
В то время японский император Сётоку был глубоко верующим будистом. Чтобы построить храм Ситэннодзи, он пригласил известного архитектора Янаги Сигэмицу с Корейского полуострова. Этот наполовину китайский архитектор привнес в японское строительство передовые в то время технологии пазов и шипов и открыл новую эру японской храмовой архитектуры.
Янаги Сигэмицу сформировал в Японии строительную бригаду. При поддержке принца Сётоку Янаги Сигэмицу изменил свое имя на Конго Сигэмицу и официально основал семейный бизнес Конго-гуми (в последствии King Kong Group). Он регулировался сложной семейной системой наследования и управления, а не простой передачей по наследству старшему сыну. Бизнес наследовал самый умный из потенциальных наследников. Такая система не только обеспечивала сохранение и развитие семейного бизнеса, но и позволяла избежать потери талантов. Впоследствии модель управления Конго-гуми стала стандартной моделью японского семейного бизнеса.
В последующие почти тысячу лет Конго-гуми сосредоточилась на строительстве храмов и постепенно укрепила свои позиции. За свою более чем тысячелетнюю историю фирма не только сохранила древние архитектурные приемы, но и постоянно адаптировалась к новым реальностям. Такой баланс между верностью традициям и использовании современных технологий и стал ключом к долголетию King Kong Group.
История Конго-гуми неразрывно связана с изменениями в японском обществе. Траектория развития Конго-гуми отражает изменения в японском обществе: от придворного предприятия, использовавшегося королевской семьей, до последующего выхода на частный рынок.
Однако в 1440 истории фирмы не все было гладко. За время своего длительного развития King Kong Group пережила как минимум три крупных кризиса, каждый раз доходя до грани банкротства.
Во время Реставрации Мэйдзи, с притоком западных идей, в Японии началось движение за «отмену буддизма и уничтожение Бусидо». Статус буддизма резко упал, и строительство храмов застопорилось. Для Конго-гуми, которая зарабатывала на жизнь строительством храмов, это было практически фатально. Потеряв поддержку королевской семьи, Конго-гуми на какое-то время оказалась в беде. Перед лицом этого кризиса Конго-гуми продемонстрировала удивительную приспособляемость. Компания обратила свое внимание на частный рынок и начала реализовывать такие проекты, как дизайн сада и планирование жилых домов. Хотя эта трансформация была достаточно трудна, но она открыла новое направление в деятельности уже King Kong Group.
Затем пришла Вторая мировая война, которая привела к падению уровня жизни населения. Уже ни у кого не было желания на фоне войны строить не только храмы, но и дома… King Kong Group снова в беде. Столкнувшись с экзистенциальным кризисом, компания King Kong Group приняла неожиданное решение: переключиться на производство военных деревянных ящиков (для военного имущества, снарядов и т.п.) и гробов. Решение, хотя и спорное, помогло компании пережить шторм.
В экстремальных ситуациях бизнесу иногда приходится делать трудный выбор. Но важно не забывать о своем первоначальном предназначении. После войны King Kong Group не стала заниматься поиском большей прибыли, а быстро вернулась к своим корням и реинвестировала средства в строительство храмов.
Этот опыт заставил семейного лидера King Kong Group думать, что он сможет свободно интегрироваться в другие области деятельности и покидать их, но он никогда не думал, что его гордость приведет к его большому падению.
В 1980-х годах King Kong Group ненадолго попробовала себя в сфере недвижимости. К сожалению, пузырь экономики Японии лопнул... Когда пузырь лопнул, King Kong Group понесла большие убытки и оказалась на грани банкротства. В конце концов, его приобрела строительная компания из Осаки, положив конец семейному бизнесу. Этот кризис нанес самый большой удар по группе King Kong. Слепая погоня за сверхприбылью и неоправданное стремление к расширению бизнеса часто приводят к катастрофическим последствиям.
Пережив три крупных кризиса, King Kong Group, словно феникс, восставший из пепла, возродился вновь, сохранив при этом дух традиционного мастерства. King Kong Group также постоянно внедряет инновации. Чтобы адаптироваться к потребностям современного строительства фирма освоила современные строительные технологии и в том числе технологии строительства из железобетона. При этом King Kong Group не отказалась от традиционной технологии пазов и шипов, древнего ремесла, которое не требует гвоздей или клея и до сих пор востребовано при строительстве.
Интересно, что в King Kong Group ученики должны учиться у мастера строительному ремеслу в течение десяти лет, прежде чем им доверят самостоятельное строительство. Такая исторически сложившаяся концепция медленного и кропотливого обучения персонала гарантирует высокое качество фирмы.
Бизнес-философия King Kong Group также очень динамична. От опоры на королевскую поддержку в первые дни существования до последующего частного бизнеса, участия в строительстве недвижимости и снова возвращения к храмовой архитектуре. И это — не беспорядочное колебание, а четкое понимание рынка и ясное понимание собственных преимуществ.
Так же и огромным было влияние King Kong Group на японскую архитектуру. Фирма усовершенствовала методы строительства китайских буддийских храмов, чтобы адаптировать их к японским особенностям. Созданная King Kong Group концепция «одна башня — один золотой зал» стала парадигмой японского храмового строительства. Построенный King Kong Group храм Хорюдзи известен как вершина японского архитектурного искусства.