Фильм «Жестокий романс», снятый Эльдаром Рязановым в 1984 году многие называют своим любимым и пересматривают бесчисленное множество раз. И это вполне заслуженно, ведь такая душераздирающая и при этом красивая история мало кого оставит равнодушным. Интересным является то, что «Жестокий романс» повторил судьбу оригинального произведения, а именно был встречен шквалом негодования со стороны литературного и театрального сообщества.
Первоисточник
Правда в отличие от «Жестокого романса», пьесу «Бесприданница», написанную Александром Островским, не приняли не только критики, но и зрители. Премьеру пьесы, состоявшуюся в Малом театре в ноябре 1878 года, назвали самым большим провалом в творческой биографии Островского.
А огромную ценность произведения признали уже после смерти драматурга. К слову, Островский, некоторое время занимавший пост мирового судьи, черпал идеи из криминальных историй, с которыми ему часто приходилось сталкиваться. И скорее всего «Бесприданницу» он тоже написал, опираясь на материалы одного громкого дела, которое в свое время вызвало большой резонанс.
Идея для экранизации
Решение Рязанова экранизировать «Бесприданницу» было спонтанным и не входило в планы режиссера. Эльдар упорно готовился к съемкам другой картины, но проект заморозили. Чтобы скоротать освободившееся время Рязанов решил почитать «Бесприданницу».
Он уже как-то читал ее в школьные годы, но тогда произведение его не зацепило. На этот же раз Рязанов пришел в полный восторг после прочтения книги и решил, что непременно снимет по ней фильм.
Режиссер был в хороших отношениях с председателем Госкино Филиппом Ермашом, поэтому без проблем получил разрешение на экранизацию, а большинство актеров получили роли без проб, потому что Рязанов точно знал, кто и кого должен сыграть. Особенно режиссер хотел видеть в картине Михалкова и Мягкова, которые по мнению Эльдара были незаменимы и без их участия он бы вообще не стал снимать «Жестокий романс».
Но как мы теперь уже знаем, не только Михалков, Мягков и другие именитые актеры сделали «Жестокий романс» именно таким, каким он получился в итоге. Свой вклад в успех фильма также внесла и Лариса Гузеева, которая на тот момент не имела опыта и сильно уступала в мастерстве своим звездным коллегам.
Из импульсивной бунтарки в женственную дворянку
Гузеева единственная, для кого Рязанов решил устроить пробы. Опасения режиссера были вполне понятны. Актриса без опыта, которой предстояло сыграть главную героиню могла испортить ему весь фильм. Более того Лариса была очень экстравагантной и даже несколько распущенной особой. Девушка много курила, бранилась и была завсегдатаем алкогольных вечеринок.
Лариса была настоящей импульсивной бунтаркой и старалась всячески это демонстрировать. Одежду девушка подбирала очень вызывающую, а еще любила экспериментировать с разными прическами. Когда Лариса поступала в институт она постриглась налысо, чтобы произвести впечатление на приемную комиссию и выделиться на фоне других студентов.
Рязанов сильно рисковал, когда утвердил Гузееву на роль Ларисы. Но режиссер не смотря на все присущие актрисе «финты» увидел в ней большой творческий потенциал. И как оказалось, за образом экстравагантной бунтарки скрывалась довольно неординарная личность.
Перед Рязановым стояла задача сделать из Гузеевой женственную дворянку. И если с внешностью все обстояло довольно просто, так как Лариса была красива от природы, то вот над характером и манерами пришлось долго и упорно работать. Благо на помощь пришли коллеги, которые очень терпеливо и тактично объясняли молодой актрисе, что и как надо делать.
Конечно, поначалу Лариса сопротивлялась, ведь люди с таким характером как у нее очень не любят принимать помощь от других, потому что боятся показаться слабыми и зависимыми. Но лояльность и добродушие коллег сделали свое дело, и Лариса сама не заметила, как стала «своей» на съемочной площадке. Более того, в процессе выяснилось, что Гузеева очень трудолюбива и готова с головой уходить в работу.
Единственное что в итоге не поддалось коррекции, так это голос Ларисы. Актриса от природы обладала довольно низким голосом, да еще и постоянно курила. И эта небольшая, но очень важная деталь могла разрушить весь образ главной героини. Поэтому вместо Ларисы героиню озвучивала другая актриса.
«Очень пошлый» фильм
После премьеры «Жестокий романс» подвергся активной критике со стороны некоторых экспертов. Рязанова обвиняли в том, что он исказил сюжет оригинала, сделав его слишком пошлым, что в свою очередь задело чувства ценителей классики.
Больше всего было претензий к поведению главной героини, которая «попела, поплясала с гостями, а потом пошла в каюту к Паратову и отдалась ему».
Но, судя по всему, обычных зрителей такой порядок вещей совершенно не беспокоил. Люди вовсю нахваливали фильм и благодарили режиссера и актеров за проделанную работу.