Найти тему
Доктор Пирогов

Прямолинейный комментарий психолога о профессии учителя

Прямолинейный комментарий психолога о профессии учителя
Прямолинейный комментарий психолога о профессии учителя

Учителя страдают от потери мотивации, давления со стороны родителей и разочарования в профессии. О том, почему это происходит, рассказала Вера Борисовна Никишина, д.психол.н., профессор, директор Института клинической психологии и социальной работы (ИКПСР), заведующий кафедрой клинической психологии ИКПСР РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России.

В чем состоит миссия учителя

В деятельность, в позицию учителя вложена удивительная миссия: имея — передать. Миссивность очень мотивирует. Часто мы слышим желание быть учителем от детей дошкольного и младшего школьного возраста. Но потом, к сожалению, эта мотивация меняется. К сожалению, в последнее десятилетие мы констатируем, что по окончании школы выбор этой профессии становится редким и убывающим.

Учитель — это миссия. По-другому к этой профессии нельзя относиться, поскольку миссивность создает мотивацию для тех больших усилий, которые предполагает образовательный процесс. Именно учитель создает мотивацию. Важно, как он относится к детям, к их интересу, к их ошибкам, к их ограничениям, а не то, мужчина он или женщина.

Почему приходит разочарование в профессии

В профессии учителя много социальных смыслов. Если они не реализуются, то носителю этой профессии суждено разочароваться. Учиться у того, кого не уважаешь, невозможно. На определенном этапе жизни уважение связано с наблюдаемыми внешними признаками — с тем, как выглядит, как ведет себя учитель. Самое главное, как к нему относятся; если отношение к учителю пренебрежительное, или высокомерное, или обесценивающее, то ребёнок, копируя это отношение, лишает себя положительной мотивации обучения. Если молодые педагоги сталкиваются с тем, что социальная среда не поддерживает образ учителя как уважаемого человека, то, к сожалению, разочарование будут возникать.

Почему вмешательство родителей не всегда полезно

Отношения «учитель-ребенок», которые создают мотивационной базис обучения человека на все последующие годы, стал меняться и реконструироваться. В эту диаду активно интегрированы родители, причем как по инициативе учителей школы, так и по желанию самих родителей. Но у родителей тоже есть своя собственная мотивация в отношении обучения их детей, и этой мотивацией они могут менять, а иногда и деформировать, обучение ребенка. Например, стремление родителя к оценкам или стремление быть лучшим никак не связано с желанием учиться. Этот мотив заменяет собственную мотивационную активность ребенка, познавательную активность. Как правило, результаты одни и те же: ребёнок не хочет учиться. От учителей достаточно часто возникают запросы, даже требования, о том, чтобы родители были погружены в образовательный процесс и разделяли все происходящее в этом процессе с ребенком. Тогда то, что не сделано или не так сделано ребенком, становится совместной ответственностью с родителем. Это вызывает дополнительные эмоции и демотивирует детей, а самое главное —лишает их ответственности.

Почему учитель не должен заменять родителей

Детям, безусловно, нужны образцы для формирования собственных ролевых позиций. Отлично, когда эти образцы находятся в семье, но, к сожалению, так не всегда бывает. Тогда ребенок стремится этот дефицит восполнить, рассматривая пространство вокруг. Чудесные образцы для ролевого подражания могут быть в школе. Но я точно уверена, что учителя не должны быть заменять родителей. В этом больше рисков, нежели плюсов.