Найти тему
Sputnik Латвия

Латвия изо всех сил ищет деньги на Rail Baltica: сколько не хватает и где их взять

Оглавление
Красивая картинка Rail Baltica не станет реальностью даже в 2030 году © Rail Baltica
Красивая картинка Rail Baltica не станет реальностью даже в 2030 году © Rail Baltica

Чтобы построить свой участок панбалтийской железнодорожной магистрали Rail Baltica в минимальном объеме, Латвии не хватает как минимум трех миллиардов евро. Об этом заявил министр сообщения Каспарс Бришкенс.

Задача невыполнима

По его словам, в текущем семилетнем периоде бюджетного планирования страна получила от ЕС "только" 1,4 миллиарда и, может быть, получит еще 100-150 миллионов.

"Очевидно, что если мы ставим задачу завершить всю трассу - даже если мы смотрим только на вертикальную линию (от границы Эстонии до границы Литвы без Риги) - до 2030 года за деньги, которые нам сегодня доступны, то это невыполнимая задача", - сказал министр.

Он напрямую связал будущее Rail Baltica с решениями, которые примет Брюссель в отношении следующего периода планирования еврофондов.

Бришкенс жалуется на нехватку финансирования © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns
Бришкенс жалуется на нехватку финансирования © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns

Пока же идет проектирование всей трассы и скупка земельных участков по ходу маршрута. Со слов министра, государство предусмотрело средства для строительных работ в южной части будущей магистрали (строительная база для нее будет в Иецаве), и уже строятся две международные станции в Риге - на Центральном вокзале и возле аэропорта.

Дизайнеры подвели

Бришкенс констатировал, что проект основной трассы должен был быть завершен много лет назад, но затянулся из-за неточности эскизных проектов, сделанных в первой половине 2010-х. Их делали латвийские компании и, как отметил министр, им могло не хватить знаний и технологий, чтобы выполнить более качественные эскизы.

В то же время именно на основе этих проектов кабмин в 2016 году принял решение насчет географии трассы и одобрил строительство основной линии ж/д магистрали через Ригу.

"Основная линия для Латвии (это вопрос наших национальных интересов) проходит через Ригу, а то, что идет через Саласпилс и дальше в сторону Мисы, на юг, - это объездная дорога, она изначально предусматривалась в первую очередь для грузов, - объяснил Бришкенс. - А пассажирский основной путь должен проходить через Ригу. Но сейчас, конечно, ставится другой вопрос - что мы можем себе позволить на первой фазе технически и финансово".

В поисках денег

Министр подчеркнул, что даже самый минимальный вариант - вариант одной только "вертикали" от Эстонии до Литвы без интеграции Риги, только эта грузовая объездная дорога - требует примерно 4,2 миллиарда евро, а у Латвии есть всего 1,4 миллиарда.

Схема Rail Baltica © Rail Baltica
Схема Rail Baltica © Rail Baltica
"В любом случае недостаток финансов - огромный. Поэтому мы рассматриваем возможность привлечь инвестиции с большой пропорцией ЕС - вплоть до 85%, а также публично-частное партнерство. Рассматриваем даже кредиты - может быть, вместе с нашими балтийскими партнерами. Но в любом случае сегодня на счету у министерства сообщения и министерства финансов нет 4 или 5 миллиардов, чтоб точно сказать: все вот это сделаем до 2030 года", - сокрушается министр.

По данным последнего анализа, общие затраты на Rail Baltica в странах Балтии могут составить 23,8 миллиарда евро, тогда как в 2017 году они оценивались в 5,8 миллиарда. До 2030 года весь проект не будет реализован ни в одной из стран Балтии. Нынешняя стратегия Минсообщения заключается в поэтапной реализации проекта - в соответствии с объемом средств, выделенных Еврокомиссией, и сроком их поступления.

Читайте еще по теме:

Жителям Латвии придется поручиться за кредит на Rail Baltica >>

Латвия переосмыслила Rail Baltica и хочет достроить российскую колею >>

Как пройдет Rail Baltica в Риге: "надуть" Европу у Латвии не вышло >>