Продолжаю подборку статей о любимой группе, потому что... почему бы нет?
Наследие Queen весьма обширно, и с каждой песней связана какая-либо интересная история... Настоящие квиноманы, конечно, прекрасно знают, откуда украдена басовая партия для Another One Bites The Dust, за сколько минут Фредди сочинил Crazy Little Thing Called Love и почему у Radio Ga-Ga такое смешное название... Так что я припас для вас некоторые другие факты. Вряд ли я чем-то смогу удивить фанатов, но хотя бы попытаюсь. И начну с того, о чём сам узнал буквально на днях.
1. Песня Back Chat написана Джоном Диконом в качестве выпада в сторону Брайана Мэя
Back Chat ("Дерзость") - одна из самых недооценённых песен Queen, а по мне так - лучшее, что есть на альбоме Hot Space (да-да, а вовсе не Under Pressure). Известно, что запись песни вызвала споры между автором, Джоном Диконом, и гитаристом Брайаном Мэем - последний хотел утяжелить композицию, тогда как Джон настаивал на диско-варианте, который, в конечном итоге и вошёл в альбом (ставший самым танцевальным у "квинов"). Дикон даже сам сыграл на всех гитарах, Брайан лишь запилил соло, да и то не на своей Red Special...
В тексте описывается некий грубиян, который доводит лирического героя песни до белого каления... Кто же эти двое? Нетрудно догадаться, если внимательно посмотреть клип. Бросается в глаза непривычно довольная физиономия Джона и мрачный как никогда Брай.
А если всё ещё сомневаетесь, то знатоки прокомментировали открытым текстом:
Дикки: "ты возвышаешься надо мной, но мне нисколько не страшно"
Брайан: это что, переход на личности?
...
Дикки сочинил дисс на Брайана, а Фредди, такой: "ладно, дорогуша, если это сделает тебя счастливым".
....
3:30 Лицо Брайана, когда он осознал, что всё это время играл дисс на самого себя
...
Я: люблю Брайана Гарольда Мэя
Также я: слушаю Back Chat каждый день и наслаждаюсь
Что не поделили Джон и Брайан - тема отдельного расследования. Факт в том, что они решили вопрос как истинные музыканты и культурные люди. Первый сочинил песню, второй не обиделся. По крайней мере, не настолько, чтобы уйти из группы. Достойно!
2. Существуют версии The Show Must Go On с вокалом Роджера и Брайана
Если во всём мире лучшей песней "квинов" считается Bohemian Rhapsody, то в России, по результатам разных опросов - The Show Must Go On. Жаль только, что вживую Фредди её так и не успел спеть... Это сделали другие: Пол Роджерс, Элтон Джон... и Роджер Тейлор с Брайаном Мэем, в 90-е годы активно выступавшие сольно (затем они вернулись к вывеске Queen, но это уже другая история).
Оба этих музыканта - неплохие вокалисты (отличными не назову, отличный - это Фредди). Версию Роджера найти достаточно легко. Чуть выше - запись с концерта в Париже в 1994 году. С Брайаном всё гораздо сложнее, однако если пошарить по бутлегам (скажем, на рутрекере), можно отыскать концерт в Осаке, в 1998 году, где Мэй вполне убедительно исполняет великую песню (и несколько других классических хитов Queen).
3. Great King Rat - Фредди предсказал собственную судьбу (или нет)
Песня, которую Фредди написал по молодости лет ещё до вступления в ряды Queen. Вышла на первом альбоме, представляющем собой нечто совершенно иное по отношению к последующему творчеству группы. Будто играет какой-то другой коллектив, хотя и по-своему неплохой.
И разумеется, не только я, но, наверное, каждый квиноман вздрогнул, когда впервые читал текст песни:
Great King Rat died today
Born on the twenty first of May
Died syphillis forty four on his birthday
Герой песни скончался в 44 года от нехорошей болезни, а Фредди - в 45, от другой нехорошей болезни. Почти угадал... Ключевое слово: почти. Других совпадений нет: главный герой песни - злодей, каких свет не видывал, тогда как милейший Фредди в преступлениях против человечества не был замечен.
В тексте "Великого Короля-Крысы" можно наколупать много смыслов: и религиозной символики, и даже масонской (гуглить "Великий Орден Водяных Крыс"). А что до предсказания своей судьбы... попробуйте найти рок-музыканта, который её НЕ предсказал! У хорошего поэта можно найти цитату на любой случай, особенно на такой. Цой пел: "Следи за собой, будь осторожен" - а сам не уследил. Предсказал? Предсказал. Хой пел: "Меня игла пронзит прямо в сердце..." Предсказал? Предсказал. И так далее.
Так что едва ли стоит искать здесь какую-то мистику.
4. Radio Ga-Ga - переделанная I Cry For You (или нет)
Ещё один спорный момент.
Есть две песни. Одна - известнейший хит Queen, в десятку лучших песен группы точно войдёт (или хотя бы в двадцатку). Вторую знают только самые пробитые фанаты коллектива. Обе вышли в одном и том же году, обе были написаны одним и тем же человеком - Роджером Тейлором. Radio Ga-Ga вошла в альбом The Works, тогда как I Cry For You появилась на сольнике Тейлора Strange Frontier.
Часто можно встретить утверждение: это одна и та же песня или, по крайней мере, две вариации на одну и ту же тему. Давайте послушаем:
Ритм и впрямь знакомый, как и басовая партия (её, кстати, играет Джон Дикон). И гармония чуть-чуть похожа... и "механический" голос присутствует... Но мелодия абсолютно другая. И в целом, песня такая типично роджер-тейлорская, похожая сразу на всё, что он сочинял в то время. Причём на том альбоме много реально цепляющих песен: одноимённая, Man On Fire, Abandonfire... А вот I Cry For You не из их числа. Она какая-то... никакая. Проходная. Послушал и забыл. Про "Радио Га-Гу" такого не скажешь.
Сходство отрицать было бы глупо, но оно минимально. Только что общая стилистика совпадает. I Cry For You - этакий невзрачный набросок, а Radio Ga-Ga - законченный шедевр.
5. Да, она существует: студийная запись быстрой версии We Will Rock You
А эта композиция, может, и не лучшая у Queen, но точно самая узнаваемая, причём по первым двум притопам (и одному прихлопу). Песню We Will Rock You знает буквально весь мир. Поклонники группы в курсе, что существует "быстрая" версия, а фактически панк-обработка, которую коллектив играл на концертах конца 70 - начала 80-х (как раз в эпоху популярности панк-рока). Никакого топ-топ-хлопа - скорость и жёсткий гитарный рифф. В "живом" исполнении её можно услышать на концертных альбомах: Live Killers (1979), Queen on Fire - Live at the Bowl (2004), Queen Rock Montreal (2007). Мне эта версия нравится намного больше обычной.
Студийную запись "квины" записали на радиостанции BBC в 1977 году, однако долгое время не издавали её (даже странно). Лишь в 2016 году она стала официально доступна широкой публике благодаря сборнику On Air. Впрочем, кому нужны все эти сборники в эпоху Интернета? И если вы вдруг не слышали панк-версию WWRY - очень рекомендую.