Понимаете ли вы по-балетному? Белые балетные пачки напоминают хлопья кружащегося снега. Так можно представить день, когда жители Екатеринбурга впервые увидели балетную постановку. Произошло это в феврале 1914 года. Ну может быть, все было не так поэтично. Уральскому балету пришлось совершенствоваться, прежде чем он превратился в настоящее искусство. Только в 1931 году оперный театр в Свердловске стал называться театром оперы и балета.
Статус обязывал поддерживать высокое качество спектаклей. И решено было создать собственную школу для подготовки артистов балета. Учиться туда принимали с десяти лет. Первый класс набрали быстро, но через три года началась война и в сентябре нового учебного 1941 года занятия не возобновились. После Победы инициативу по подготовке артистов балета перехватила Пермь. В 1945 году там было организованно Хореографическое училище. Почему повезло иметь собственную балетную школу именно Перми? В этом городе в эвакуации находились артисты Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова и Ленинградское Хореографическое училище, некоторые из них остались, чтобы преподавать танец уральцам.
Каждая школа имеет свою традицию, начать с нуля очень ответственное и рискованное мероприятие. Но что делать, если любовь зрителей к балету требует новых танцовщиков?
Как стать балериной на Среднем Урале?
В 2014 году в Екатеринбурге был открыт Уральский хореографический колледж. И вновь, под февральскими хлопьями снега, как в 1914 году, шли те, кто не мыслил свою жизнь без балета. Худенькие мальчики и девочки в сопровождении волнующихся родителей, торопились познакомиться с будущими учителями. О том, отдавать детей на балет или нет, родители задумываются, когда их крошкам исполняется 3-4 года. Второй важный шаг приходится делать, когда выбирают учебное заведение, которое дает специальность. Далеко не все зависит от желания детей и родителей. Ребенок должен пройти три тура испытаний. Консультационный просмотр (проверка физических данных ребенка) проводится зимой. Летом – экзамены. В балетных школах любят рассказывать, как некоторым из будущих звёзд, помогло пройти экзаменационные испытания стечение обстоятельств или жалобный взгляд. Байки и страшилки – популярные жанры балетного закулисья.
Учиться балету и учиться на артиста балета — совсем не одно и то же. В колледж, дети, решившие стать профессиональными артистами балета, попадают в восемь – девять лет. Сразу после начальной школы. Уроки мастерства идут параллельно с основной образовательной программой. День в балетной школе начинается в 8. 00, а заканчивается в 18.00. Дисциплина, преодоление себя, физическая боль, ранний выбор профессии – обратная сторона яркой и стремительной карьеры артиста балета. Поступление в колледж проходит в три этапа. Первый – проверка природных данных: роста и веса, выворотности, то есть способности развернуть ноги наружу, а также высоты прыжка и музыкальности. Второй – медкомиссия. Третий – оценка танцевальных способностей. Несмотря на все очевидные будущие трудности, с которыми столкнется ребёнок, конкурс в Уральский хореографический колледж традиционно большой. Один из артистов первого выпуска колледжа, который состоялся в прошлом году уже приглашен в Большой театр. Амбициозные дети и родители готовы идти на многие жертвы чтобы добиться успеха.
Кое-что для тревожных мамочек
Уже на самом первом этапе многие родительницы охвачены паникой. Как узнать соответствует ли ребенок балетным параметрам? В большинстве училище существует таблица соотношений роста и веса.
Максимально допустимое отклонение от установленных значений – один килограмм для балерин ростом до 169 см, два килограмма – для тех, кто выше 169 см. Так, девочка ростом 130 см по норме должна весить 21-22 килограмма. Мальчик ростом 130 см должен весить не более 23 килограммов. При росте 150 см девочки могут набрать вес до 33, а мальчики до 35 килограммов. Нормы роста и веса для учащихся устанавливаются с точностью до 500 граммов.
Шагастая разбила пальцы
Недостаточно следить за весом ребёнка. Нужно понимать его речь. Родителям стоит научиться понимать балетный язык. Давайте проверим, сможете ли вы разобраться в балетном сленге? Попробуйте объяснить, что значит: «шагастая», «разбить пальцы», «вполноги», «кичка», «косить подъём» или «проглоти желудок!»
Если вы затрудняетесь с ответом, вы недостаточно знакомы с миром балета. Чтобы однажды вы не испугались, когда при вас балерина скажет: «Надо ей разбить пальцы», мы собрали словарик популярных балетных слов.
Подтяните кисели!
«Кичка», «шишка», «дуля», «пучок», «гулька» – волосы, стянутые узлом на затылке. Это почти обязательная женская прическа классического балета.
«Шагастая» – кажется, этот термин не нуждается в объяснении.
«Выворотность» — раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.
«Пачка» – костюм балерины, состоящий из многих коротеньких накрахмаленных тюлевых юбочек. Эти пышные и легкие юбочки делают пачку воздушной и невесомой.
«Пальцы» — это пуанты. «Разбить пальцы молотком» – в балете не криминал. Танцовщица подготавливает пуанты под свою ногу, иногда разбивая их молотком в буквальном смысле.
«Танцевать вполноги», так, по слухам, делают профессионалы на первых репетициях, сохраняя силы для премьеры.
«Косить подъем» – стопа заворачивается во внутрь.
«Точиться» – оттачивать мастерство.
«Точить носок» – разминаться перед уроком.
«Проглотить желудок» – втянуть живот.
«Каски», «Пальцы» – пуанты.
«Посадить» ноги или «забить» – перетрудить, мышцы.
Танцевать посаженными ногами очень трудно.
«Стоять у воды» – стоять в последнем ряду кордебалета у задника. Та говорят о несложившейся карьере.
«Селёдки» – официально Glisse, так обозначают небольшие прыжки вперёд на опорной ноге, когда корпус тела находится в арабеске. Особенно нравятся зрителям «селедки» из второго акта «Жизели».
От педагогов можно услышать тоже не мало выдающихся замечаний. Вот лишь некоторые из них:
«Садимся на горшок» – в момент выполнения plie.
«Оторвать ногу от тела и бросить наверх!» – это гранд батман.
«Пасть крокодила» – слишком далеко разведенные руки в арабеске.
«Подтянули свои кисели» – собрали ягодичные мышцы!
«Гнемся, девочки, гнемся... Ломаем ребрышки»
Профессиональные балетные считают, что у балерины не две, а от шести до 30 ног. И перечисляют под настроение: задняя и передняя, рабочая и опорная, верхняя и нижняя...
Есть и свои сокращения для популярных балетных спектаклей: «Лебединое озеро» – «Лебедоз», «Щелкан» – «Щелкунчик», «Спящка» – «Спящая красавица», «Тщетка» – «Тщетная предосторожность».
Ну всё, теперь вы знаете по-балетному, осталось только балерину воспитать.