Для многих, слово «вариатор» ассоциируется с чем-то ужасным. Ну, по меньшей мере просто непонятным. Действительно, если есть такие привычные автоматы, механика, зачем еще нужен третий вариант? Да еще и довольно дорогой? Да еще и как говорят отзывы не всегда надежный? Я попробую ответить на эти вопросы.
Вариатор в контексте коробок передач, рассказываю простыми словами
И начать я хочу с напоминания, вне зависимости от того, какой бы вариант коробки передач вы не выбрали, это на 100% будет ступенчатый агрегат. Да, передачи меняются исключительно ступенчато и никак иначе.
В механической, автоматической коробке передач, сам принцип работы остается неизменным. Что правда, в зависимости от самого агрегата, переключение скоростей осуществляется разными способами. Так же как и на них тратится разное время и разные затраты усилий самого водителя.
И вот тут на замену ступенчатому переключению передач как раз и выходит вариатор. И его главное отличие от всех остальных вариантов в том, что он не имеет ступеней. В нем просто нет такого привычного всем понятия, как «ступенчатая передача». И это его главное отличие от двух остальных агрегатов.
Есть и еще одно отличие, это плавность и гибкость самого переключения. Так вот, учитывая высокую точность настройки и калибровки системы, можно изменять передаточное число механизма во первых – гибко и плавно, а во вторых – осуществлять это переключение постоянно, то есть, в режиме «нон стоп».
И самое интересное, само оборудование будет выбирать наилучшее передаточное число, используя для этого текущие показатели работы двигателя. Согласитесь, это удобно, почти как настоящий искусственный интеллект, только менее умный и рассчитанный на выполнение лишь одной, но важной в контексте автомобиля задачи.
Поговорим о плюсах вариатора
Так вот, два из них я уже рассмотрел выше. Но, это техническая сторона вопроса, а какая в этом выгода самому водителю? Тут есть один плюс и один минус. И это касается самой работы трансмиссии. Плюс в том, что существенно повышается показатель КПД оборудования.
Да, работать трансмиссия будет шустрее. И вырабатывать при этом куда лучший показатель чем у того же автомата или механики. Но есть и минус, повышается уровень износа. В целом, срок службы вариатора несколько ниже этих двух агрегатов.
Но я бы отметил один момент. Вариатор решение для авто сравнительно новое и пока еще не проработанное капитально и не отлаженное до конца. С ним фактически еще только начинают экспериментировать и улучшать саму концепцию, чтобы создать действительно надежный и практичный агрегат.
И я бы посоветовал с учетом этой особенности пока что не сильно «наезжать» на данное оборудование. Ведь когда оно действительно достигнет пика своей технологичности, качество изменится и все нюансы будут устранены. По крайней мере, так я надеюсь и вижу его эволюционный путь в будущем.
Ну и как же можно обойти стороной такой важный момент, как общее улучшение топливной экономичности. Особенно это оценят владельцы автомобилей, которые имеют довольно прожорливые агрегаты, требующие просто колоссального объема смеси.
Так вот, благодаря вариатору количество топлива, используемое в автомобиле, сокращается. Правда не так уж резко, как многим бы хотелось, но поверьте на слово, со временем экономия становится все более ощутимой.
И еще один немаловажный факт – комфорт во время езды. Вы наверняка, катаясь на автомате или механике, мечтали о том, чтобы можно было спокойно попить кофе, не опасаясь его пролить во время очередного рывка?
Так вот, если с теми двумя агрегатами этого не получалось достичь и кофе все же проливалось, с вариатором это исключено. Само отсутствие четких жестких ступеней переключения позволит говорить о том, что отсутствуют и рывки. Возвращаясь к тому, что было сказано ранее, переключение идет плавно и очень-очень мягко.
Вы даже не почувствуете, когда вариатор подберет для движения авто оптимальную передачу.
Так же, как и полностью будут отсутствовать провалы, толчки в процессе движения автомобиля и задержки. В общем, сможете спокойно наслаждаться поездкой и при этом полностью исключить какой-либо дискомфорт.
Ну и несколько советов и рекомендаций по выбору вариатора, если вы всё же отдадите ему предпочтение
Если вы ранее работали с автоматами, механиками, то наверняка заметили тот факт, что вариатор существенно отличается. И да, ее главным недостатком все же является сравнительно небольшой ресурс.
Что я могу посоветовать? Просто регулярно проводить обслуживание и меньше нагружать сам агрегат. Да, это не позволит эксплуатировать его «вечно», но по крайней мере создаст условия, при которых он будет служить как минимум на 15-20% срока дольше, чем заявленное время, указанное производителем.
Ну и не стоит экономить на маслах и использовать для оснащения конструкции дешевые непрактичные расходные материалы. Если все же предстоит тяжелая для вариатора поездка и она носит не одноразовый, а регулярный характер, нужно внимательно относиться к периодичности замены масла.
Так, если в той же автоматике предстоит заменять масло каждые 60000 километров, то для вариатора этот же период сократится до 30000 километров. Если ориентируетесь на привычные расчеты в сроках обслуживания, которые работали на механике или автомате, можете смело делить их на два, не ошибетесь.
Но а как быть дальше
Вечного сами понимаете, ничего не бывает. И даже супернадежный и гарантированно качественный вариатор придется менять уже к 150000 километров пробега. И здесь важно не пропустить срок смены самого ремня вариатора, который в дальнейшем приведет к тому, что он просто начнет проскальзывать и повреждать тем самым поверхность установленных в конструкции шкивов.
Ну и не забывайте о том, что даже незначительные рывки, шумы и вибрации при разгоне автомобиля уже могут стать показателем того, что нужно начинать замену оборудования или как минимум, стоит обратиться в специализированный сервисный центр, где и будут устранены все проблемы. Но в целом, мне этот вариант нравится, рекомендую.
Покупать авто трансмиссией CVT или отказаться
Выше я постарался простыми словами донести одну простую мысль. Данный вид трансмиссии может и не подойдёт каждому, но 100% отказываться от него точно не стоит. Да, ресурс не большой, но в целом система рабочая и при должном уходе проблем вам не составит. Лично не могу сказать и рекомендовать обходить её стороной. Но опять же это моё мнение, а ваше я хотел бы услышать в комментариях.