Найти тему

И опять про "совков". "Трое на красном ковре" и "Торможение в небесах", как идейная энциклопедия "перестройки." ч.2

Продолжение. Начало тут

В том же 1988 г. по телевидению был показан телефильм по сценарию Романа Солнцева "Трое на красном ковре" режиссера Вячеслава Бровкина. Опытнейший режиссер телевизионного театра, постановщик почти всех серий "Следствие ведут знатоки", во втором фильме этого многосерийного телеспектакля режиссер и сам сыграл одну из главных ролей - иностранного шпиона, Бровкин переключился на т.н. "Политический театр" и поставил, можно сказать, уникальный телефильм из трех серий, вышедших в 1988, 1989 и 1990 гг. Уникальность этого фильма, если смотреть из сегодняшнего дня, в том, что в нем в самом концентрированном виде показано "то, без чего нас невозможно представить, ещё труднее — понять." Представить и понять то, переломное для страны, время.

Начало лета 1988 г., "перестройка-переломка", "гласность". Страна в ожидании 19 партконференции КПСС, на которой всем "перестройкам" и "гласностям" и будет придан такое "ускорение", что страна безостановочно покатится к своему развалу. И уже явственно проявляется глубинный замысел закоренелого партократа-карьериста Миши-комбайнера - "вы их (партноменклатуру) давите снизу, а мы будем ее давить сверху". То есть помогите мне избавиться от конкурентов-партийцев. которые и виноваты, что вы так плохо живете, и все будет путем. Пойдем семимильными шагами в цивилизованный мир, к "общечеловеческим ценностям". Там колбаса, джинсы, жвачка, и видеомагнитофоны с порнографией, а то у вас совсем кекса нету.

Вот в первой серии телефильма "Трое на красном ковре" и показано как низы восприняли этот призыв Генсека. Председатель сибирского колхоза "имени ХХ партсъезда" Михаил Иванович Сошкин написал в обком КПСС заявление с требованием предать суду секретаря их сельского райкома партии Виктора Ивановича Коновалова. Суд должен был, по мнению Сошкина, признать деятельность Коновалова за все 20 лет его секретарства вредительской и взыскать с него 1 млн. рублей за весь тот ущерб, что он причинил народному хозяйству.

Сошкина играет Леонид Куравлев. Играет однообразно. Да и не виноват он в этом. Он просто изображает говорящую голову, которая озвучивает все те примитивно-шаблонные обвинения в адрес партии, которые тогда неслись из каждого утюга и были напечатаны в каждом телефонном справочнике.

В чем же суть его претензий к партии в целом и секретарю райкома Коновалову, с которым он, кстати, учился в одной сельской школе, в частности?

А это все тот же тогдашний набор "перестроечных" штампов - загубили сельское хозяйство своими дурацкими директивами. Распахали целину - пошли пыльные бури. Коровники из бетона - скот мерзнет и дохнет. Все реки поотравили, все леса вырубил - никакой экологии. Не даете народу свободы. Народ он сам разберется как ему жить. Столько лет жили в страхе - хватит, кончилось ваше время.

Покайтесь партаппаратчики и вся партия перед народом, и уйдите на пенсию. И заживет тогда страна по-настоящему.

Вот он - этот самый главный вражина, по мнению Сошкина. Михаила Ивановича Коновалова играет Владимир Самойлов. Крутой, жизнью битый и тертый мужик. Двадцать лет первым секретарем райкома, самая расстрельная должность. Удавись, но план по зерну, мясу, молоку дай. Умри, но заставь советского человека работать. А тем более на селе.

Тут надо отдать должное Роману Солнцеву, не стал он изображать секретаря райкома в карикатурном виде. А то ведь получилась бы игра в одни партийные ворота. Нет, говорящей голове Сошкину противостоит умный и сильный противник.

-2

Тут еще надо отметить, что Самойлов, как типаж своей роли, будет помощнее Куравлева. Не куравлевская это роль говорящей лозунгами головы, не очень серьезно выглядит Афанасий Борщов в роли ярого "перестройщика". А вот Самойлов, как влитой. Хотя и не дает ему Солнцев особых аргументов в споре против газетных лозунгов. Да и как можно всерьез опровергнуть заявления Сошкина, что Коновалов всю землю народную испортил, всю воду отравил, весь народ в страхе столько лет держал.

Только что покрутить пальцем у виска и сказать - ты, Сошкин, совсем сбрендил, столько лет наши указания исполнял и молчал, а сейчас, когда разрешили все, что ни попадя говорить, таким принципиальным стал? Ты же первый за меня голосовал и других призывал. Ты же вообще был запойный алкоголик, чуть не повесился в запое.

На это Сошкин отвечает, что было дело, пил, но от безысходности существования, боялся тебя Михал Иваныч, но теперь уже три года ни капли в рот и тебя не боюсь. Теперь все можно вам говорить, об этом в газете "Правда" пишут.

А третьим на этом "красном партийном ковре" является секретарь обкома по сельскому хозяйству Андрей Андреевич Невзоров. Из молодых, "прогрессивных". Тоже родился в деревне, закончил музыкальной училище, флейтист, на конкурсах выступал. Но пошел по комсомольской линии, окончил Академию общественных наук при ЦК КПСС и вот теперь секретарь обкома партии по сельскому хозяйству.

Играет Андрея Андреевича актер Московского театра им. В. Маяковского Виктор Запорожский. Вот уж для кого Солнцев не пожалел материала и Запорожский с ним великолепно справился. Молодой бюрократ, скользкий, холодный, циничный, изворотливый. Со всеми старается быть хорошим, всем улыбается и со всем соглашается, такого голыми руками не возьмешь. Вывернется как уж и только его и видели.

-3

Первый секретарь обкома поручил ему разобраться с заявлением Сошкина. Но только так, чтобы все тихо, и скандал дальше невзоровского кабинета никуда не пошел. Вот и крутится Невзоров как может, прибегая ко всяким демагогическим приемчикам, ведь недаром же его в этих самых Академиях обучали с народом общаться - главное своего отношения ни к чему не выражать и ответственного решения избегать.

То он Сошкину говорит - я полностью на вашей стороне. То вместе с Коноваловым ухмыляется над этим ненормальным Сошкиным. И нашим, и вашим, лишь бы до самого верха скандал не дошел. Коновалову предложил признать ошибки, а Сошкину успокоиться и пусть пленум райкома партии решит, что делать с секретарем райкома.

Но только не на тех напал. Это же матерые волчары по сравнению с этим "флейтистом". Коновалов ему ответил - вот вы и признавайте свои ошибки. а мне каяться не в чем, я ваши указания исполнял и жизнь свою на это положил. А Сошкин и того хлеще - замылить мое заявление хотите, не выйдет, не тому нас партия сегодня учит, назначайте суд, а то в ЦК напишу.

Получается. что ни старый "партократ" Коновалов, ни новоявленный "перестройщик" Сошкин никак не воспринимают этого "прогрессивного" "флейтиста", который к ним и так и этак, всяко-инако, задушевно и строжась. А они к нему скептически-раздраженно. Ты, паренек, сказал бы в чем твоя вера, не крути туда-сюда. А "флейтист" и рад бы да не может, нету у него позиции, разбирается он еще, не определился. Главное, чтобы пока скандала не было.

И положил Андрей Андреевич заявление Сошкина в долгий ящик своего стола, пусть отлежится, страсти поутихнут, там видно будет. Может само все и утрясется. А Коновалов с Сошкиным почти как друзья поехали к себе в район. Им дело делать надо. На этом кончается первая серия этого телефильма.

Значит, что получается. Роман Харисович Солнцев по простоте своей душевной истинно русского интеллигента, который "не могу молчать", насытившись всеми этими "новыми мирами", "огоньками"; разговорами с другом и учителем Виктором Петровичем Астафьевым, который к тому времени уже занял явно антисоветскую позицию - и русское крестьянство большевики уничтожили. и Ленинград надо было сдать, и маршал Жуков кровавый мясник. и гнать этих коммуняк взашей как тунеядцев и кровопийцев, выплеснул, обобщив всю эту обывательщину, на телезрителей.

Покайся, партия, перед народом и отстань от него, богоносца. Народ сам во всем разберется. И придут тогда в партию настоящие люди - хирург Илизаров и писатель Астафьев. Прямо как из прошлого столетия Роман Харисович - истинный интеллигент-народник времен Некрасова и Чернышевского. Вот только не успел эволюционировать до народовольцев-террористов. Характер мягкий и незлобивый. Не Желябов, скорее Михайловский.

Но финал то открытый. Требуется продолжение. И оно последовало в феврале 1989 г., когда вышла вторая часть телеспектакля, которая рассказала, что там было дальше с Коноваловым, Сошкиным и Невзоровым. Но об этом в следующей части.