При обсуждении темы , которая у нас была поднята вот в этой статье о художественном фильме "Зеркало для героя",
о том, как в советском кинематографе времен "престройки-переломки", раскрыто отношение тогдашнего советского общества, а вернее узкой прослойки т.н. "творческой интеллигенции", к историческому прошлому Советской власти, наши читатели напомнили о фильме "Торможение в небесах", вышедшем на год позже "Зеркала для героя".
Фильм не очень известный сейчас, но очень характерный для того времени, как идеологическое орудие, использовавшееся тогдашними "демократами" по слому политической системы.
Вот уже тридцать лет нашему народу навязывается вульгарно-примитивные установки, которые однозначно придуманы не у нас в стране, но озвученные всеми этими чубайсо-гайдарами, которые, набив карманы наворованным, уже давно переместились на свои земли обетованные, о том что СССР был обречен развалиться сам по себе, как нежизнеспособное образование.
Что стоило только Западу обрушить цены на нефть, как в СССР случилась экономическая катастрофа. Что война в Афганистане была роковой ошибкой, истощившую страну. Что гонка вооружений, специально навязанная нам США, тоже сыграла свою роль.
В общем, чем примитивнее и наглее ложь, тем она эффективнее. Вот почему-то Великая Отечественная война не привела к развалу СССР. Доходы СССР от экспорта топлива и электроэнергии составляли всего 8-10 процентов бюджета, и при этом половина нефти экспортировалась в страны соцлагеря. Это сейчас страна "сидит на нефтяной игле", а не тогда.
И так же как бытие определяет сознание, так и воздействие на сознание может изменить бытие. С какой целью с начала 1987г. и кем была дана установка изменить сознание советских людей - этот вопрос не для этой статьи. Мы лишь расскажем о нескольких характерных примерах. Когда наивные идеалисты из т.н. "творческой интеллигенции", не замаскированные враги и "агенты влияния", а именно простодушные писатели, поэты, режиссеры во все тяжкие по своей наивности и неразумению начали пособничать в развале страны под лозунгами "больше гласности", "возвращения к ленинским принципам", "борьбы с привилегиями" и т.п. подобной демагогии, которая захлестнула страну.
Вот одним таким и был сибирский поэт и драматург Роман Харисович Солнцев, по сценариям которого были сняты очень знаковые фильмы конца 80-годов - "Запомните меня такой", три серии телеспектакля "Трое на красном ковре" и "Торможение в небесах".
Сейчас эти фильмы. особенно "Трое на красном ковре" не очень на слуху, но для того, чтобы понять то время, как разваливали страну, без них не обойтись. Это настоящая политическая энциклопедия того, что происходило в СССР в 1987-91гг.
Романтический, милейший, честнейший, простой и обаятельный Роман Солнцев, талантливый поэт и драматург,
борясь за все хорошее против всего плохого, оказался невольным пособником тех, кто из своих корыстных целей развалили великую страну.
Незадолго до своей смерти он написал маленькое стихотворение "Автобиография"
Романтик был, простого норова...
Родня мне: русичи, татаре...
Сгорел, как верный пёс, которого
Не отцепили при пожаре
Да, "благими намерениями устлана дорога в ад". "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
А ведь еще в 1982 г. Роман Харисович был одни из соавторов знаменитой статьи в "Комсомольской правде" "Рагу из синей птицы". Тогда, после гастролей группы "Машина времени" в Красноярске, несколько красноярских деятелей культуры, вот эти
Виктор АСТАФЬЕВ, писатель;
Максимиллиан ВЫСОЦКИЙ, главный режиссер Красноярского государственного театра оперы и балета;
Евгений ОЛЕЙНИКОВ, солист дипломант конкурса им. Глинки;
Леонид САМОЙЛОВ, директор Красноярской филармонии;
Николай СИЛЬВЕСТРОВ, дирижер;
Роман СОЛНЦЕВ, поэт, драматург.
написали письмо в корпункт "Комсомольской правды" в Красноярске. С предисловием собкора "Комсомолки" это письмо было 11 апреля 1982 г. напечатано в этой газете. Сейчас тот же Андрей Макаревич представляет эту статью, как злобную травлю молодых, популярных музыкантов. Хотя из нынешнего времени видится, что это вполне дружеская и квалифицированная критика настоящих деятелей культуры этого, только недавно ставшего профессиональным, самодеятельного коллектива.
Многие из нас посвятили жизнь музыке, литературе, эстрадной режиссуре, и мы авторитетно заявляем, что пением выступление «МВ» назвать нельзя. Когда поет один солист, все понятно: ну не умеет человек петь в общепринятом смысле, так пусть душа его поет, микрофоны выручат… Но когда выясняется, что и вдвоем ребята не могут петь на два голоса, неверно интонируют, пользуются так называемым «белым голосом», срываются то на фальцет, то на хрип – становится страшновато, что со временем такую аномалию смогут посчитать нормой выступления.
...Пересаженное на нашу почву чужеземное дерево не плодоносит. Недаром специалисты с огорчением замечают здесь отголоски, а то и прямые заимствования из практики отгремевших зарубежных рок-групп. У каждого яркого современного ансамбля есть какая-то мелодичная основа. Это может быть следование, например, английскому мелосу либо тюркской пентатонике индийской гармонике.
...Мы говорим об ансамбле, в котором вполне обеспеченные артисты скидывают с себя перед концертом дубленки и фирменные джинсы, натягивают затрапезные обноски (кеды, трико, пляжные кепочки, веревочки вместо галстуков )
и начинают брюзжать и ныть по поводу ими же придуманной жизни:
Обещаньям я не верил
И не буду верить впредь
Обещаньям верить Смысла больше нет.
Откуда такое неверие? Очевидно лирический герой “МВ” слишком много лавировал и изменял самому себе:
Мы себе давали слово Не сходить с пути прямого,
Но! Так уж суждено…
Сегодня мы говорим не только о гастролях в Красноярске, не только о законах поэтического жанра, которыми пренебрегает “МВ”. Мы говорим о позиции ансамбля, каждый вечер делающего тысячам зрителей опасные инъекции весьма сомнительных идей:
Носите маски, Носите маски!
Лишь только под маской Ты можешь остаться собой.
.И если у друга cлучится беда Маску участья
Ты можешь надеть иногда.
После такой, с позволения сказать, исповеди , нетрудно ответить на вопрос:
Скажи мне чему ты рад?
Постой оглянись назад!
Постой оглянись назад,
И ты увидишь, как вянет листопад,
Как вороны кружат, там где раньше был цветущий сад.
Последняя строка идет на таких мажорных аккордах, что не боль, а наслаждение слышится в “песенке” про воронье. А если совсем откровенно, то в “воронье” записаны и синяя птица каждого из нас:
Говорят, что за эти годы Синей птицы простыл и след.
Что в анналах родной природы Этой твари в помине нет…
Во все времена находились эстетствующие виршеписцы, живущие вне времени. Однако от безвкусной литературщины до цинизма один шаг.
Даже западные ансамбли развлекательного толка не могут пройти мимо таких острых тем, да что там острых- главенствующих для любого нормального человека: это борьба за мир, это вопрос – что ты сделал для того, чтобы верх взял разум. Здесь же перед нами смутные, желчные мечтания, нарочитый уход в беспредметное брюзжание. Спросить бы МВ : положа руку на сердце скажите, какая у вас самая главная песня, которая была бы сродни страстным манифестам того же В. Высоцкого?
В заключение хочется сказать еще об одной детали, явственно проявившейся в МВ. Прежде всего это инфантильное, «под детство» звучание голоса, в любой момент использующее микстовые, фальцетные оттенки. В сочетании с усами, а то и бородами артистов эта манера пения полностью перечеркивает мужское начало и в исполнении, и в художнической позиции. Услышать нормальный мужской голос в подобного рода ансамблях стало проблемой. Мужчины! Пойте по-мужски!
Никаких последствий для "Машины времени" эта вполне профессиональная и спокойная критическая статья сибиряков, которые по своей простоте душевной призвали - "Мужчины, будьте мужиками, а не ... "! - не имела. Наоборот, только повысила популярность группы среди молодежи. Тысячи писем со всей страны приходили в "Комсомолку" в защиту группы от ее поклонников.
Сегодня многие высказывают предположения, что писали это письмо совсем другие, а авторам просто подсунули на подпись. Очень это маловероятно, особенно в случае с Виктором Петровичем Астафьевым, разве что Роман Харисович всегда следовал в фарватере своего старшего друга, но и полностью зависимым его не назовешь. Человек он был самостоятельный и не трусливый.
Как-то осенним вечерком "шлифует" Ваш автор скамейку во дворе в компании своих друзей 17-22 лет после того, как часа два в свое удовольствие "попинали футбол". Пьем газировку "Буратино" и обсуждаем почему все-таки Олежка Романцев свалил из "Спартака" и вернулся в родной "Автомобилист". Основной причиной называлось, что просто печенка отказала от непривычных физических нагрузок.
И тут замечаем, что мужичок какой-то плотный, приземистый, в плаще , берете и с солидным портфелем, пару раз прошел мимо нас в подъезд, около которого мы сидели. Потом вышел и пошел прочь. Тогда Леха Кошкарев, шофер грузовика, такой местный хулиган по кличке Леопольд, хватает камень и запускает ему вслед. Каменюка увесистая, расстояние метров 20 - попадает мужику в портфель. Я говорю:"Леха, ты че - придурок"? Он говорит - да он, этот мужик, ходит в такую-то квартиру, к такой-то бабе, неоднократно замечен. Я говорю:"Это писатель Роман Солнцев. Он в школе у нас выступал с творческим вечером. Поаккуратней как-то надо. А вдруг в голову бы попал?"
Тут видим, мужик этот возвращается уже с женщиной, но идет не мимо нас, а вдоль дома, по стеночке. Опасается. Зашли они в подъезд. Не надо думать, что все сидящие на лавке были такие уж хулиганы. Чего по молодости не бывает, каких только случАев не прозойдет. Из семерых сидевших, трое потом стали полковниками различных силовых структур.
Но минут через тридцать выходит Солнцев из подъезда и культурно так подходит к нам. Спокойно говорит: "Парни, ну вы чего, поаккуратней как-то надо камнями кидаться -то". Лепа засмущался - да мы так, погорячились малеха, ошиблись. И я говорю:"Да не обижайтесь, Роман Харисович, всякое бывает."
В общем, человек не из трусливых оказался и самостоятельный. А ведь мог милицию вызвать.
Это я к чему? А так, вспомнилось.
Но вернемся к советскому киноискусству. Со второй половины 80-х в театрах косяком пошли пьесы Солнцева, а его сценарии часто экранизироваться. Пьесы и сценарии были на остросоциальные темы настоящего и прошлого страны. Жутко публицистические. Можно даже сказать, что провинциальный поэт и драматург Роман Солнцев на тот период - 1987-91гг., стал одним из главных "прорабов перестройки" среди деятелей культуры.
От произведения к произведению набирая публицистический азарт обличения всех и всего, что, по его мнению, мешает стране стать свободной и богатой. И виновато во всем проклятое советское прошлое.
Первым вышел в 1988 г. двухсерийный телефильм Павла Чухрая "Запомните меня такой". На день рождения к ветерану партии и труда Марии Ивановне Киреевой в г. Ленинград приезжает из Сибири ее сын, начальник отдела местного государственного архитектурно-строительного контроля Андрей, его молодая жена учительница Ася, бывшая жена, народный судья Лида, с которой он прожил 30 лет, внучка Таня и правнук Олежек.
В фильме практически нет положительных героев. Мария Ивановна в исполнении Ангелины Степановой, это застрявшая в 30-40-х годах сверхпринципиальная идейная партийка, живущая в своей альтернативной реальности высокой требовательности и ответственности. Какие такие могут быть сейчас недостатки? Мы свою жизнь положили, одну пару туфель носили 10 лет и имели всего пару платьев, чтобы сейчас все было. Я сама видел. что в магазинах всегда есть хлеб, соль, спички. макароны. Полная аскеза и преданность идее.
И сына Андрея воспитала таким же честным и принципиальным. Он на своей работе как рыба об лед бьется с бракоделами в строительстве, добивается необходимого качества, но приходится постоянно идти на компромисс с начальством. Чуть не спился на этой почве. Играет его Олег Борисов.
Из-за его этого пьянства на идейной почве от него и ушла после 30 лет совместной жизни жена Лида. Ее играет Ия Саввина. Актрису, по ее человеческим качествам, называли "змеей с ангельским голосом". Подавляющее большинство ее ролей - это нежные лирические героини, говорящие с тихо и с придыханием, и именно ангельским голосом. А вот какая Саввина змея с блеском показано в этом фильме. Не женщина - танк. Ее лучше не трогать - просто размажет и раздавит.
В общем, идея фильма такая - на кого бабушке Марье Ивановне оставить страну? Сын Андрей чуть не спился. Его бывшая жена Лидия, судья, змея из змей. Нынешняя молодая жена Ася вообще никакая. Внучка Таня мелкая интриганка. Правнук Олежек 15-ти лет - мелкий пакостник.
Но все-таки финал фильма не безнадежный. Бабушка дает всем попробовать кусочек ленинградской блокадной пайки, которую она сохранила как память с войны. И вроде все как бы приобщились к ее идеалам и какая-то надежда еще остается.
Фильм снят по пьесе Солнцева "Мать и сын". Это только начало "перестройки-перестрелки" и старая партийка Марья Ивановна изображена еще без того разоблачительного азарта, который потом последует.
Потом Солнцев написал пьесу "Сто честных глаз Вепрева" про принципиального, но хамовитого и невыдержанного, начальника государственного архитектурного контроля, которого снимают с работы за отказ принимать недостроенные объекты. Герой борется за восстановление на работе и в конце побеждает всех своих врагов. Пьесу можно рассматривать, как продолжение судьбы героя пьесы "Мать и сын" Андрея Киреева. "Сто честных глаз Вепрева" были поставлены в ЦАТСА, главную роль играл Валерий Баринов.
Вот такая преамбула к основному рассказу о двух других фильмах по сценариям Романа Солнцева "Трое на красном ковре" и "Торможение в небесах", которые и является политической энциклопедией последних лет "перестройки". Но это уже в следующей части.