Свои лучшие комедии Леонид Гайдай снял в сотрудничестве со сценаристами Яковом Костюковским и Морисом Слободским. Речь о картинах «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» и «Бриллиантовая рука».
После выхода этих фильмов Леонид Иович стал главным комедиографом советского кино. Но сотрудничество со сценаристами он прекратил. По какой причине? Об этом рассказал композитор Александр Зацепин, который написал музыкальные композиции для нескольких комедий Гайдая.
- Знал бы ты, что они приносят в работу. Это обычные фельетоны и капустники. Мне потом приходилось их долго дорабатывать. В итоге над сценарием я работал не меньше, чем они. Но они передали мне 20% от суммы гонорара, а себе взяли по 40%, - говорил режиссер.
Распределение средств между сценаристами и режиссером в случае, если он тоже работает над сценарием, шло по взаимной договоренности. По такой схеме работал в советские годы и Георгий Данелия.
После расставания со Слободским и Костюковским Гайдай работал со сценаристом Владленом Бахновым, с которым они создали «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию», «Не может быть!», «Инкогнито из Петербурга» и «Спортлото 82».
Два последних фильма «Частный детектив, или Операция «Кооперация» и «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди» режиссер снял по сценарию Аркадия Инина. Позже супруга Гайдая – актриса Нина Гребешкова, объяснила провал этих картин именно слабым сценарием.
Яков Костюковский и Морис Слободской продолжили написание сценариев, которые экранизировали другие режиссеры. Так, например, они работали над картиной «Неисправимый лгун».