Октябрь - сезон жути🎃 Все готовятся к Хэллоуину и читают мрачные готические истории. Присоединюсь, пожалуй.
Мне пришло в голову, что еще вечером в пятницу я бы назвал свою жизнь вполне заурядной. А теперь, спустя только сутки, я был на грани скандала с участием замужней особы из высшего света, тайно работал на одного из самых знаменитых людей в стране и в придачу охотился за привидением. Все эти три занятия казались самыми неподходящими для меня.
Первый раз я читала эту книгу много лет назад, еще до наступления эры электронных ридеров. Впечатление было очень сильное. Я не поклонница литературы ужасов, но в тот момент поняла, зачем ее читают.
✏️1922 год. Увлечение спиритизмом очень вредит репутации сэра Артура Конан Дойла и вызывает насмешки в обществе, но он не сдается. Когда приходит письмо, обещающее бесспорное доказательство возможности общения с умершими, он просит о помощи журналиста Чарльза Бейкера. Чарльз должен разыскать одного из людей в коротком списке и уговорить поехать в тюрьму на встречу с женщиной, ожидающей казни. Несмотря на срочность и секретность, Чарльз с легкостью выполняет поручение, но история не получает никакого развития и смысл встречи остается непонятным... По инерции он продолжает расследование, и оно приводит его в психиатрическую клинику Мортон Грейвз.
Роман предварен прологом, из которого ясно, что без погони со стрельбой не обойдется. Однако действие начинается весьма легкомысленно. Высший свет, рискованный флирт журналиста-янки с молодой женой престарелого лорда, шутки над британским снобизмом:
Кстати, вы невыносимы. Вы безупречно прочувствовали нашу систему. А у знатных людей на то, чтобы усвоить ее, уходит половина детства.
Каждая глава содержит эпиграф из "Записок о Шерлоке Холмсе", но сам Конан Дойл по лесам с пистолетом не бегает ограничивается разговорами, выписыванием чеков и общим руководством. И это хорошо: я не люблю, когда авторы используют известных людей прошлого в качестве цирковых собачек.
В романе больше насильственных смертей, чем в среднем триллере про серийного убийцу. Чем дальше, тем меньше юмора и флирта в разговорах героев, они чувствуют, что стали мишенью чего-то невидимого, но вездесущего.
– Это зло, – сказала Адриана, – и мы даже не знаем, чего оно хочет.
Собственно, чего оно хочет, становится понятным довольно быстро, но в этот момент история далеко не закончена. В криминальном триллере финальное противостояние, хоть и является обязательным, для меня не так интересно, как ход расследования и ответ на вопрос "кто убил". А в этой книге, несмотря на фантастичность и ненаучность допущения, лежащего в основе сюжета, именно финал нагнал на меня мурашек...
❤️Мне очень понравились главные герои - Чарльз и Адриана. Один пытается прижиться в чужой стране, понимая, что никогда не станет своим. Другая взяла на себя непосильные обязательства и запуталась в собственных желаниях и принципах. В этих персонажах ровно столько страдания и бесприютности, чтобы вызывать горячую симпатию, но не отвлекать от сюжета.
Возможно, искушенным ценителям жанра этот роман покажется недостаточно пугающим, не слишком загадочным или устаревшим. Он написан в 2008 году, а с тех пор арсенал хоррора изрядно пополнился. Но тайны человеческого сознания остаются одной из беспроигрышных тем развлекательной литературы.
Еще о том, что следует беречь свою психику от постороннего вмешательства: