Есть такая массовая убеждённость у многих родителей, что школа непомерные нагрузки на учеников накладывает, и дабы с ними совладать, нужно ребёнку с домашними заданиями помогать. Постоянно. А ещё лучше - делать задания за него. Да ещё и приговаривать при этом, что глупая учительница неправильно объяснила - а надо вот так. Так получается, что в начальной школе зачастую не ребёнок учится, а вся его семья, а также - друзья, знакомые, коллеги папы и мамы, и тому подобные обладатели школьного аттестата. Правда, на выходе исходный ребёнок (надо же, как неожиданно) не получает ни каких-то знаний, ни важнейшего навыка самообразования.
Но есть, оказывается, и другая крайность:
Признаюсь: прочитав заголовок этой статьи, я предварительно решил, что мама там действительно всё делает правильно, а жалующийся учитель - адепт новой системы "в школе учатся родители", которые среди учителей попадаются всё чаще. Ибо позицию "поставьте все его двойки" в жизни встречал - эти родители вырастили действительно самостоятельного ребёнка, который всегда мог к ним обратиться за помощью, но абсолютно всё, с чем мог справиться сам, делал сам.
Но карго-культ, видимо, не изживаем в человеческой популяции. Некоторые родители, видя примеры успешного воспитания самостоятельных подростков у других родителей, думает, что для этого нужно просто скопировать магические действия - не вмешиваться в учебные дела ребёнка с первого класса, бросив его в это болото и надеясь, что он научится плавать. Некоторые, кстати, именно так и научатся. Но вот если что-то будет не получаться, то нужно включиться и помочь - не отмахиваться от возникших проблем, повторяя волшебную мантру "сам, всё сам".
В описанной в статье выше ситуации - типичный пример карго-культа. Эта мама не понимает, как устроено воспитание самостоятельности у детей, но слышала, что родители самостоятельных детей не лезут в их учёбу. Скорее всего, близко с такими родителями она никогда не общалась, поэтому не знает, что их ребёнок всегда может - самостоятельно, да, без контрольного напоминания - обратиться за помощью, если у него не получается выполнить какое-то задание или он не понимает, что сделал не так в задании, оценённом учителем низким баллом. И эту самую помощь он обязательно получит.
И, конечно, эта самая самостоятельность не включается в одночасье - сколько нормальных родителей перепроверяли собранный самостоятельным ребёнком портфель уже после того, как он ушёл спать, и сделанное в тетрадках домашнее задание тоже, и оценки за предыдущие задания - чтобы быть в курсе, но чтобы ребёнок об этом не знал? И если такому родителю позвонят из школы, потому что какой-то предмет западает, они немедленно предложат (именно так, а не навяжут) помощь, обязательно выяснят у ребёнка, из-за чего, на его взгляд, эти проблемы возникли - и уж совершенно точно не будут бахвалиться, что "растят самостоятельного ребёнка". Это одно из тех утверждений, которые становятся неправдой, если их приходится произносить вслух.
И если что-то надо объяснять,
То ничего не надо объяснять...
Однако, как совершенно справедливо заметил один комментатор: у нас же либо ребёнок - это бесправное существо, бесплатное приложение к материнскому капиталу, либо - пуп Земли и центр Вселенной, которому можно абсолютно всё, а спросу с него никакого нет. В золотую середину умеет лишь очень небольшая прослойка родителей. Остальные либо делают всё за ребёнка, контролируют буквально каждый его шаг и чих, либо же полностью самоустраняются из его жизни и предлагают ему самому погрузиться в этот мир со всеми его пороками и проблемами. И у тех, и у других дети довольно рано слетают с катушек, учатся дурно выражаться, попадают в плохие компании - многие из них, конечно, этот этап перерастают сами и становятся относительно адекватными взрослыми (из них многие считают это нормой и пишут потом в комментариях к статьям про воспитание, что "ачётакова, все такими были"), но не все выбираются из болота, да и из тех, кто выбрался, не все смогли это сделать без потерь для здоровья или репутации.
К счастью, я вижу довольно много семей, в которых воспитание адекватное - их смесь свободы и контроля не всегда идеальна, периодически и у них случаются перегибы в ту или иную сторону, но люди понимают, что нужно искать истину в середине и интуитивно её где-то там и ищут.
Но я отдаю себе отчёт, что если даже среди кружковцев, то есть, в среднем, не самых простых детей, а уже хотя бы минимально мотивированных, регулярно попадаются те, у кого воспитание в семье неправильное, то большинство самых обычных детей растут в той или иной крайности, опасной для них и общества.
И что с этим можно сделать - непонятно. Хотелось бы, наверное, чтобы будущих родителей готовили к этой ответственной роли, за государственный счёт обучая их азам психологии и педагогики. Но это крайне маловероятно - у нас сейчас им даже будущих педагогов не учат, а потенциально всех родителей по стране уже в десятки, а то и сотни, тысяч раз больше, чем учителей. Любые вмешательства в семью или какие-то принудительные действия - это гораздо большее зло, чем неправильное воспитание. Словосочетание "ювенальная юстиция" и истории о том, что в некоторых западных странах можно реально потерять ребёнка, если отказались дать ему конфетку перед обедом, слышали все. У нас такое пока, к счастью, кажется, не прижилось - хотя истории про агрессивную опеку в отношении придуманных ими проблем в нормальных семьях стало едва ли не больше, чем историй об изъятии детей из реально маргинальных семей, где им угрожает опасность.
Так что любое принуждение здесь опасно. Но просвещать надо. А то нарожают детей вследствие государственных программ - а воспитывать не будут. И будет только хуже. Качество ведь поважнее количества. Или нет?