Найти тему
Никита Белов

Путь к покаянию. Почему мы играем с Богом "в прятки"?

"Чтобы я был такой умный, как жена потом!"

Эта пословица отражает мудрость еврейского народа, который, как мы слышали много раз, зрит в корень. Есть и русская схожего содержания - "Хорошая мысля приходит опосля".

После попрания множества разных законов и принципов, увидев свои грехи как песок морской, мы хватаемся за голову и не знаем, как дальше быть. Все грешники ведь сгорят в аду, не так ли? Но как же полезно бывает узреть свою немощность и осознать, что раньше и не знал(а) Бога!

"И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем" (1Ин.4:16).

Но чтобы познать любовь, нужно пройти чрезвычайно долгий путь. И, конечно, в процессе мы оступаемся, падаем. Вместо того, чтобы пасть на колени и со слезами на глазах молить о помиловании за содеянное, мы вдруг начинаем играть с Ним в "прятки"... Дескать, "я в домике, меня не трогать". Прямо как нашкодившие школьники - трусим признаться в поступке, хотя и в полной мере сознаём закон: "Всё тайное рано или поздно становится явным". А не хотим сознаваться и каяться из гордости.

Чем больше шкодим, тем больше от Господа отворачиваемся. А там не далеко и до крайней степени отчаяния, когда как в той пословице - "Сгорел сарай, гори и хата!". Сперва осознавать своё падение очень гадко, но потом как бы и сладко становится. Прекрасный пример - Фёдор Павлович Карамазов - один из героев знаменитого романа Ф.М. Достоевского. Вот цитата из романа:

"Я как можно дольше на свете намерен прожить, было бы вам это известно, а потому мне каждая копейка нужна, и чем дольше буду жить, тем она будет нужнее. Теперь я пока всё-таки мужчина, пятьдесят пять всего, но я хочу и еще лет двадцать на линии мужчины состоять, так ведь состареюсь – поган стану, не пойдут они ко мне тогда доброю волей, ну вот тут-то денежки мне и понадобятся. Так вот я теперь и подкапливаю всё побольше, да побольше для одного себя-с, милый сын мой Алексей Федорович, было бы вам известно, потому что я в скверне моей до конца хочу прожить, было бы вам это известно. В скверне-то слаще: все ее ругают, а все в ней живут, только все тайком, а я открыто. Вот за простодушие то это мое на меня все сквернавцы и накинулись. А в рай твой, Алексей Федорович, я не хочу, это было бы тебе известно, да порядочному человеку оно даже в рай-то твой и неприлично, если даже там и есть он. По-моему, заснул и не проснулся, и нет ничего, поминайте меня, коли хотите, а не хотите, так и чорт вас дери. Вот моя философия."

Это пример павшей души, которая "в скверне" этой, вне всяких сомнений, "открыто" жила не всегда. Сперва, вероятно, она как бы стеснялась своего разврата. Само собой, были муки совести, глас разума взывал к ней, но не был услышан, был заглушён порцией крепкого алкоголя и блудом, развратом.

Скверна ведь захватывает душу человека далеко не сразу. Всё начинается с мысли. А дальше по цепочке: "Посеешь мысль, пожнёшь поступок; посеешь поступок, пожнёшь привычку; посеешь привычку, пожнёшь характер; посеешь характер, пожнёшь судьбу".

У нас же с вами, дорогие читатели, пока есть возможность обратиться к Господу. Завтра её может уже не быть. Потому стоит признаться себе в грехах своих и скорее бежать на исповедь.

Ух, какой груз с плеч сразу сваливается! Мы ведь действительно получаем прощение. Другое дело, что Благодать со временем проходит. Злые мысли снова начинают брать верх. И это повод обновлять Завет с Господом Богом каждую неделю.

Желаю поделиться с вами собственным опытом. Не так давно я первый раз в жизни Причастился. Несколько дней после этого я прожил, кажется, без единой скверной мысли. Изучал Писание, играл, читал "Братьев Карамазовых".

Но ничто не вечно под луной. И со временем злоба, пороки и греховные мысли стали просачиваться. А в совокупности с тем, о чём повествует Ф.М. Достоевский в своём романе, получилась страшная картина - я узрел бездну, полетел в неё, но взмолился Господу об избавлении меня от порока, который отравлял мою жизнь многие годы.

И, о чудо! Я почувствовал, как из моего сердца как будто невидимая рука вытащила осколок. И стало мне понятно - вот оно, исцеление.

Несколько дней, однако, я пребывал в состоянии, которое иначе чем "предгреховное" назвать не получается. В этом состоянии ты не доходишь до дела, но в мыслях крутится всякое.

И тут я осознал и увидел то, что было скрыто от моих глаз всю жизнь - что я грешу постоянно и как бы по привычке. И грешу так много и изощрённо, что даже описывать стыдно. То есть я, пожалуй, впервые увидел "грехи свои как песок морской". Раньше просто во время молитвы произносил это, а тут правда узрел. И стало мне от этого прискорбно. Я ещё больше понял, почему всё в этой жизни приходит постепенно. Если человеку показать в одночасье всё то, что скрыто от него, то сойти с ума - вопрос мгновений.

А ведь мы именно хотим увидеть всё и сразу! Это тянется ещё с грехопадения Адама и Евы. Змий прельстил нашу прародительницу тем, что если они с Адамом съедят плод с Древа Познания Добра и Зла, то "станут как боги".

А ещё нас так воспитала эпоха "Успешного успеха". Все гоняются за "волшебной кнопкой", нажав которую, на голову тут же свалятся слава, богатство, самые красивые, страстные любовники и проч., проч. А потому приход ко Христу для неподготовленного ума воспринимается как "лёгкая прогулка к исцелению".

Он ведь считает, что не страдает тем, чем страдают другие. Вон тот толстый, видно, что кушает много и сытно каждый день, от того и толстый, понятное дело. А вот этот сквернословит так, будто всю жизнь работал на стройке. Другой, ах, негодяй, наркотики принимает. Этот - упивается как не в себя. Но ведь я-то не такой! Я это уже проходил или оставил в прошлом, да мне это вообще не свойственно! Меня от другого нужно исцелять.

Но на деле же выясняется, что всё работает иначе. Если в других замечаешь, значит и в тебе есть. А если себя хвалишь, значит, от Бога удаляешься.

"Смирись, гордый человек!". Вот, что я стал себе говорить.

Когда "пелена" постепенно пропадает и ты с ужасом обнаруживаешь, что "всяк виноват за всякого", что "из всех грешников главный - я сам", то тут уже не до шуток. То, что казалось изначально "лёгкой прогулкой к исцелению", превращается в сложнейшее восхождение на высоченную гору. Это восхождение может продлиться всю жизнь, а до пика есть шанс и не добраться никогда. Святых - то история насчитывает не так уж и много. Хотя, всё относительно, конечно.

Однако, святым может стать каждый. Главное - руки не опускать. И сторониться дьявола, речей его, манипуляций, сторониться похоти тела, похоти глаз и гордости житейской. Вот, что на этот счёт сообщает Антоний Великий в книге "Добротолюбие":

82. "Будем праведно ходить тем путем, коим шли святые, о коих написано: «блажени непорочнии в пути, ходящии в законе Господни» (Пс. 118, 1). То есть, в чистоте тела, в чистоте языка, в чистоте очей, в чистоте рук, в чистоте ушей, в чистоте ног, в правом пред Богом помышлении и в чистом сердце в отношении друг к другу, как говорим мы в молитвах: «сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Псал. 50, 12).

Он же наставляет нас в пути ещё вот так:

5. "Умный человек, рассматривая сам себя, познаёт, что должно и что полезно ему делать, что сродно душе его и спасительно и что чуждо ей и пагубно. И таким образом избегает того, что вредит душе, как чуждое ей."

И последнее оставляю, скорее, себе в напутствие:

"От всего сердца и со всей верой чтящий Бога промыслительно получает от Него помощь к укрощению гнева и похоти. Похоть же и гнев суть причина всех зол."

Да хранит вас Христос. Аминь и Богу Слава!

https://balashovblag.ru/s-chego-nachat-pokayanie/
https://balashovblag.ru/s-chego-nachat-pokayanie/

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц