Первое время тяжело было Анне. Она то и дело прислушивалась, не застучат ли знакомые шаги Андрея. Вдыхала знакомый запах мужа уткнувшись в подушку, а потом давилась рыданиями. Сердце болело от одиночества и неизвестности.
-- Как жить, мама, как? -- Со слезами спрашивала она Акулину.
-- Ох, доченька, мою судьбу повторяешь. Ты ведь помнишь как мы с тобой остались одни? Это счастье, что мы переехали из тех мест. Давил на меня тот дом, тяжестью лежал на мне. Были в том доме и счастливые дни, а были и страшные. Вот от этих страшных воспоминаний доченька мы с тобой и убегали. Да только, от этого видать не убежишь. -- Акулина горько улыбнулась.
-- Надо жить доча. Собирать себя по крупицам и жить. У тебя вон Феденька еще маленький. Ради него живи, соберись с духом, затолкай свое горе поглубже, чтобы сынишка не видел печаль на твоем лице и живи. Я ведь тоже себя собирала, не сразу, конечно, но собрала. Мы с тобой в этой деревне новую жизнь начали. И если бы не это веретено, так бы и жили. Зачем ты доча его достала, зачем у веретена просила? -- С тоской спросила Акулина.
-- Я ведь мама вас спасала. Вы бы не дожили до этих дней. Забыли разве, как вам плохо было? Я ведь, когда вас увидела, поняла, не жилец вы на этом свете. Вот тогда с этим проклятым веретеном и заключила сделку. Попросила у нее для вас здоровья. Так-то вот. -- Аннушка опустила голову и по щеке скатилась одинокая слеза.
-- Видишь Аня, слишком большую плату берет это веретено за исполнение желаний. Вот мы и поплатились своим счастьем. Матушка сидела печальная, с тоской посматривая на дочь.
-- Все Аня, попечалились и хватит. Надо себя в руки брать и жить дальше.
Баба Нюра вспоминала, как приходили к ней свататься женихи, но ей никто не был нужен. Замуж она так и не вышла. Воспитывала сына вместе с матушкой. Акулина прожила почитай до девяноста лет. Ушла из жизни тихо, никого не обременяя, заснула и не проснулась. Какой была при жизни доброй с легким характером, такую и смерть легкую ей господь послал. Оплакали ее Аня с Федором и похоронили рядом с Андреем.
-- Бабунь, ну вы что меня не слышите? -- Симка позвала старушку.
-- А, ты чего неугомонная? -- Спросила та.
-- Дождь прошел, квочку выгнать с цыплятами? -- Спросила девчонка.
-- А, ну да, выгони, детка выгони. Бабка Нюра тяжело поднялась и подошла к окну. Дождь перестал, цветы в палисаднике опустили головки.
-- Ты смотри, какой ливеняка был, прибил цветы к земле.
-- Надо на огород сходить, посмотреть, что там делается. Не залил ли дождь огород? Она надела калоши и тяжелой поступью вышла в коридор.
Бабка Нюра вспоминала, что после того как попросила богатства, к веретену больше не притрагивалась. Страшная мысль засела в голове:
Что же делать с веретеном? Избавиться от него нельзя, это она точно знала. А передавать кому-то из семьи ей категорически не хотелось. А деньки ее подходили к концу, это она ощущала на себе.-- Что же делать с веретеном? -- Крутилась в голове одна мысль.
-- Эх, отец, ну зачем вы привезли это проклятие в нашу семью? Сколько раз Анна обращалась к отцу с таким вопросом. Но он уже не мог ответить.
Однажды ночью бабе Нюре приснился ее отец. Сидел он в доме возле окна и спрашивал:
-- Ну как ты тут без нас живешь? Плохо, али хорошо?
-- Да всяко бывает, и хорошо и плохо. Вот вас когда не стало, мы хорошо зажили, -- не стала лукавить баба Нюра.
-- Да, со мной вам с мамкой тяжело было, да то и не я вовсе был. Меня ведь убили разбойники, обоз мой разграбили. Мужики, что со мною были, тоже не уцелели. А вы взяли и подняли меня с того света. Нельзя было этого делать. Тело без души это уже мертвяк. А душа моя покинула тело еще за неделю до того. Вот в него и вселилась нечисть, а потом жирела на ваших страхах.
-- Батюшка, а зачем вы домой это проклятое веретено привезли? Разве нельзя его было где-то по дороге выбросить? -- Спросила бабка Нюра.
-- Эх, дочка, да кабы я знал, что это за веретено, то и не вез бы домой. А теперь чего уж -- он тяжело вздохнул.
-- Батюшка, ну а мне то что с ним делать? Скоро перед создателем предстану, кому передать веретено?
-- А ты никому не передавай, себе оставь, -- ответил батюшка.
-- Это как же себе оставить? -- Спросила она, но отца уже в комнате не было. Бабка Нюра проснулась вся в поту. Ночная рубашка облепила влажное тело. Сердце бухало быстро и не ровно. Старуха тяжело поднялась с постели. Подошла к образам, запалила лампадку, перекрестилась и долго заглядывала в глаза Божьей матери, потихоньку успокаиваясь. Подошла к окну, отдернула занавеску, рассвет уже окрасил верхушки деревьев. Птицы еще спали, только на подворье прокричал петух, за ним соседский. Старуха стояла у окна и ей в голову пришла мысль, как избавиться от веретена, чтобы это проклятая вещь не перешла к ее родным.
Лето пролетело как один миг. Осенние дни пришли с затяжными дождями. Баба Нюра чувствовала, что подходят ее последние деньки. Как только старушка нашла выход с веретеном, здоровье тут же дало о себе знать. По утрам стало тяжело вставать. В груди не хватало воздуха. Баба Нюра постоянно мерзла. Ей не хватало солнечного тепла. Вот уж и журавли полетели на юг, старушка услышала крик журавлей и помахала им рукой, хотя подслеповатые глаза так и не увидели их в небе.
-- Это в моей жизни последний крик журавлей, -- как-то спокойно подумала она. Симка крутилась рядом с бабушкой, на тот случай если той что-нибудь понадобится. Девочка видела, как бабуня сильно сдала. Но ей не хотелось верить, что старушка может умереть.
-- Серафима, подойди сюда, -- позвала баба Нюра. Девочка вздрогнула и посмотрела на старушку. Очень в редких случаях та звала девчонку полным именем. Либо, когда та провинилась и бабушка собиралась ее отругать, либо когда назревал серьезный разговор.
-- Я здесь бабунь, -- подошла встревоженная Симка.
-- Пойдем ко мне в теплушку, -- позвала ее старушка.
-- У меня к тебе очень серьезный разговор есть. -- Они зашли в комнату и бабка Нюра плотно прикрыла двери.-- Садись и слушай, -- старушка подошла к сундуку, открыла замок и откинула крышку. Первым порывом Симке хотелось подбежать и заглянуть в сундук, ей всегда было любопытно, что же бабуня там прячет? Но девочка сдержала себя и осталась сидеть на лавке. Бабка Нюра тяжело наклонилась над сундуком и стала перебирать вещи, ища что-то.
-- Вот, нашла, -- сказала она и вытащила небольшой сверток завернутый в темную тряпицу.
-- Бабунь, что это? Неугомонная девчонка подхватилась с места и подскочила к старухе.
-- Сядь и не рыпайся, -- строго сказала та. Симка послушно села. Такую бабуню она видела впервые.
-- Сейчас Серафима, ты поклянешься, что выполнишь мою просьбу. Клянись!
-- Я клянусь бабушка, -- проговорила озадаченная девчонка.
-- Не так, перед образами клянись, что выполнишь мою просьбу. -- Девочка подошла к иконам и поклялась. Потом трижды осенила себя крестом.
-- Так бабунь?
-- Так, -- устало ответила старушка.
-- Серафима, доверяю тебе это серьезное дело, ты более всех похожа на меня. И если ты поклялась, ты выполнишь мою просьбу.
-- А в чем заключается просьба? --Спросила Симка.
-- Не перебивай, а слушай: Много лет назад, мой батюшка привез в нашу семью эту проклятую вещь. Я не стану тебе говорить, что там. Но эта вещь несет в себе много печали и слез. Слушай детка внимательно, как только меня не станет, ты должна будешь положить этот сверток ко мне в гроб. Но так, чтобы этого никто не видел. Обещаешь?
-- Обещаю, -- пролепетала озадаченная и вместе с тем напуганная девочка.
-- Ну вот и хорошо, ну вот и ладненько, а теперь беги, я очень устала. Сверток найдешь в моем сундуке. Симка встала и молча вышла из комнаты, кинув на тряпицу испуганный взгляд.
Бабы Нюры не стало тем же вечером. Симка забеспокоилась о старушке, когда та не вышла ужинать. Девочка постучалась к ней, но никто не отозвался. С замиранием в сердце девчонка толкнула двери. Бабка Нюра лежала на кровати, будто спала. Черты ее разгладились и на лице было умиротворение.
-- Мама, папа, -- заголосила Симка.
-- Бабуня умерла, -- рыдала бедная девочка. На ее крик все сбежались в комнату.
-- Мама, мама, -- звал Федор, но мать уже не слышала сына.
Симка сидела в своей комнате, прижимая к себе сверток в темной тряпице. Бабушку уже положили в гроб, и теперь девочке предстояло выполнить просьбу старухи, незаметно положить сверток.
-- Вот что в нем? Думала Симка ощупывая через тряпки, что-то непонятное.
-- А что если я посмотрю, ничего же не будет? Я быстро, а потом заверну и положу. Любопытство до такой степени овладело Симкой, что она недолго думая развернула темную тряпицу. Там оказался рушник с чудесной вышивкой. Девочка рассматривала диковинные цветы вышитые рукой мастера, когда из свертка выпало веретено.
-- Что это? Обычное веретено? -- Изумилась девочка. Она наклонилась и взяла его в руки. Веретено ладно устроилось в руках Симки…
... крутись, вертись мое веретено,
Пряди ниточку тонкую, да гладкую,
-- Без узелка, без задоринки…
Конец
Спасибо, что дочитали историю до конца.
Дорогие друзья!
Благодарю Вас за внимание к моему каналу. За лайки, за комментарии, за подписку. За то что были со мною на протяжении всех глав этой истории.