На одном из крупнейших искусственных сооружений Забайкальской железной дороги (ЗабЖД) специалисты «Бамстроймеханизации» (входит в Нацпроектстрой) в октябре 2024-го завершили основные работы в рамках проекта реконструкции старого Керакского тоннеля, который также называют «царским», так как открыли его еще при Николае II в 1911 году.
Первый и последний раз объект капитально ремонтировали в середине 1930-х. Под натиском времени сооружение, расположенное в сейсмоактивной зоне с обводненными грунтами, постепенно приходило в негодность (обделка начала попросту отваливаться, а внутрь просачивалась вода, образовывались сталактиты) и уже не соответствовало современным требованиям безопасности. В начале прошлого десятилетия его признали аварийным. Составам, следовавшим по этой дороге через горную преграду, приходилось снижать скорость до 40 км/ч, что сказывалось на пропускной способности перегона Ульручьи – Ковали линии Сковородино – Талдан.
Проведение капремонта в тоннеле посчитали нецелесообразным. К тому же его габариты не позволили бы пропускать перспективный подвижной состав. Поэтому в 2014-м представители РЖД анонсировали скорое строительство дублера. Ввести объект пообещали в 2017-м. Но сроки позднее пришлось пересмотреть и по факту к работам на площадке приступили лишь летом 2021-го. В итоге, в эксплуатацию тоннель сдали в декабре 2023 года. Последний стал самым длинным среди аналогичных сооружений на ЗабЖД — 926 м — и одним из крупнейших двухпутных тоннелей России.
Что касается «царского» объекта, то после запуска движения по новой дороге стартовали работы по его «омоложению». Как сообщил в октябре текущего года Телеграм-канал «Наша колея 1520» в тоннеле укрепили своды и полностью обновили обделку; смонтировали вентиляцию, пожарную сигнализацию и систему отвода воды. Теперь он по своему назначению (как вспомогательная штольня) прослужит еще минимум столетие.
Напомним, обновление старого и строительство нового тоннеля проводилось в рамках второго этапа модернизации Восточного полигона, предполагающего в общей сложности запуск свыше 260 различных объектов на участках Транссиба и БАМа. Благодаря этому провозная способность магистралей к 2025 году достигнет 180 млн тонн.
Изображения в статье — 1520.ru, bsmuk.ru и oaobsm.ru
🗺️ Перегон «Ульручьи – Ковали» на интерактивной карте