Люблю, когда дети ставят взрослых в тупик. Тем интереснее им отвечать. Да и вообще жить интереснее.
- Скажи рыба, - настаивает логопед.
- Селёдка! - заявляет находчивая девочка.
(Из фильма «По семейным обстоятельствам»)
Мой сын стал ходить к логопеду в 4,5 года. Мне казалось важным научить его нормально говорить, чтоб его понимала не только я, но и окружающие.
Он не мог выговорить своё имя, поэтому при знакомстве дети всегда переспрашивали или угадывали неверно, дитятко злился, мне приходилось вмешиваться и озвучивать правильный вариант.
За 8 месяцев при 1 занятии в неделю по полчаса логопед справилась на ура.
Считаю, что нам сильно повезло со специалистом. У знакомых, которые мне дали контакты, тоже всё успешно (занимался мальчик 8 лет). Плотный график логопеда и адекватные цены тоже говорят о нашем правильном выборе.
На основании своего опыта выделила 10 признаков хорошего логопеда (для среднестатистического ребенка), чтобы вам было легко найти своего специалиста.
Итак, поехали!
1. Умеет ладить с детьми
Тут всё просто. Любой специалист, работающий с детьми, должен уметь с ними договариваться, увлекать, развлекать. Иначе результат придётся ждать дольше, если вообще получится дождаться.
2. Не обещает быстрых результатов
Дети все разные. У кого-то речевой аппарат был уже почти готов, и ему требовался лишь небольшой стимул. А у кого-то будет сначала долгая подготовительная работа в виде разминок, массажей и т.п.
Некоторые дети быстро усваивают, другим требуется больше времени.
Разные так же и родители. Одни будут выполнять задание логопеда ежедневно, другие – не будут делать ничего, считая, что их задача – оплачивать занятия специалиста.
3. С радостью рассказывает, что делали на занятии, делится материалами, показывает игры, в которые играли.
Например, после одного из занятий сын вышел под большим впечатлением от аэробола. Логопед тут же показала, как это работает, посоветовала, какой лучше купить, если будет желание. В итоге купили и дули всей семьёй, устраивая соревнования.
😟И обратный опыт у знакомых. Логопед включает ребёнку какие-то видео во время урока для отработки звуков. На просьбу мамы скинуть ссылку на видео, чтоб позаниматься дополнительно дома, специалист заявляет, что это её наработки и отправляет поискать самостоятельно что-нибудь в ютубе. Что это вообще такое?
4. Даёт обратную связь
Мне важно знать, что у ребёнка получилось, какие были трудности, над чем работали и куда планируют двигаться дальше. Так я понимаю, что не зря привожу ребёнка на занятия.
5. Играет с ребёнком много и по-разному
Особенно если мы говорим про дошкольников. Сидеть и только повторять слова и звуки – скучно даже взрослому. Поэтому очень важно, чтобы эта «нудная» работа выполнялась как бы между делом. Ребёнок рисует, ищет игрушки и картинки, придумывает истории – и по ходу игры что-то проговаривает.
6. Не использует в занятиях гаджеты или использует по минимуму
Допускаю, что это мой личный бзик. Но я твёрдо убеждена, что раз уж речь и мелкая моторика сильно связаны, то ребёнку гораздо полезнее перекладывать игрушки, фишки и карточки, чем пялиться в экран.
Я не для того вожу ребенка очно, чтоб ему включали видео на произношение. По видео можно и из дома заниматься с онлайн-специалистом, не тратя время на дорогу. Исключение – если ребёнок ну вообще не реагирует на другие игры, и видеоматериалы – единственное условие, которое мотивирует его заниматься.
7. Использует в работе нейротехники
Сейчас популярны не только обычные логопеды, но и нейроспециалисты, которые с удовольствием поработают с вашим ребёнком и возьмут с вас в 2 раза больше денег. Обосновывать будут тем, что у них особая программа, специальные техники и упражнения.
Всё верно. Но большинству детей нейрологопед не нужен. Если трудности с речью не вызваны проблемами в центральной нервной системе, то справится обычный логопед. А внедрять в свою практику нейроупражнения (например, одновременное рисование обеими руками) для дополнительной активации головного мозга такой специалист тоже может. И это будет жирным плюсом.
8. Параллельно расширяет словарный запас и работает над сопутствующими проблемами
Например, мой ребёнок на занятиях то овощи-фрукты повторял, то разбирали разные виды спорта и спортинвентаря, то ещё что-нибудь новенькое изучал.
Сын знакомых дополнительно отрабатывал правильное написание слов, у него что-то вроде дисграфии.
9. Прорабатывает фонематический слух
Учит на слух отличать буквы. Полезный навык.
10. Включает минимальный массаж в занятие
Ни для кого не секрет, что любой детский массаж почти всегда приносит пользу. Поэтому здорово, если во время занятия хотя бы пару-тройку минут специалист уделит массажу языка, например. Мы для этого специально носили с собой зубную щётку.
11*. Дает минимальное домашнее задание
Необязательный такой, бонусный пункт под звёздочкой.
Домашнее задание для меня всегда лишний напряг, потому что ребёнок не очень-то хочет его делать. В итоге к выполнению самого задания прибавляются ещё мои «танцы», чтоб замотивировать. Поэтому в работе с логопедом домашка в виде «следите за речью и поправляйте» для меня была идеальной.
Впрочем, по желанию для более быстрого результата можно было брать на себя больше, логопед это приветствовала.
Всё. Буду рада, если мой опыт вам поможет и вы найдёте подходящего вам специалиста. Не менее рада буду вашему лайку.
В другой статье размышляла, надо ли вообще до школы ходить в логопеду. Заглядывайте, если актуально.