Найти тему
Котята-дошколята

Надо ли исправлять "фыфки" до школы?

Оглавление

«Я шел домой и все время думал: чего они так спорили, раз оба не правы? Ведь это очень простое слово. Я остановился и внятно сказал:

– Никакие не сыски. Никакие не хыхки, а коротко и ясно: фыфки!»

(«Заколдованная буква» в Денискиных рассказах В.Драгунского).

В рассказе 3 героя: 5-летняя Алёнка и Дениска с Мишкой, которые постарше Алёнки на пару лет (то есть мальчишки, скорее всего, первоклассники). Все трое детей шепелявят. И это никого не смущает. Как думаете, поведут родители Дениску к логопеду?

Я в детстве к логопеду не ходила, например. Мои братья-сестры, племянницы, подруги и их сиблинги тоже не ходили. Как и мои родители, не говоря уж о бабушках-дедушках. Рано или поздно все научились говорить без явных дефектов в речи.

Наши дни. Мой пятилетка 8 месяцев отходил к логопеду. И его друзья что по садику, что по двору через одного все ходят к логопеду. А если ещё не ходят, то планируют. Как так получилось, что раньше детям логопед был не особо нужен, а теперь нужен каждому второму?

Загадочная деградация❓

Доступность узких специалистов❓

Повышенная тревожность родителей❓

 "Сыски на йолке"
"Сыски на йолке"

Я нашла 4 причины. Может, вы добавите.

1️⃣Детоцентризм, возможность и желание родителей активно вкладываться в развитие ребёнка

Родителям невыносимо наблюдать своего шепелявого дитятку, когда другие дети уже говорят хорошо. Они начинают думать, что они где-то недоработали, что-то чаду недодали.

Раньше дети росли как будто сами по себе. Ну не произносит сын или дочь какие-то там буквы, но ведь соображает-то нормально, с ребятами играет, чего ещё надо! А говорить позже научится.

2️⃣Доступность информации

Родители изучают много информации, как надо растить детей. Часто обращаются к опыту других родителей и делают так же, как те, у кого всё получилось. Соцсети с роликами «а мой малыш уже в 2 года…» тоже активно побуждают к действию. И даже противоречивость некоторых утверждений не мешает, потому что общий тренд «лучше перебдеть, чем недобдеть».

Я именно в таком ключе и рассуждала, когда поскакала записывать ребёнка к логопеду в 4,5 года.

3️⃣Доступность услуг логопеда

Чтобы попасть к логопеду, не надо проходить никакие медицинские комиссии, достаточно одного желания взрослых. Хороших логопедов много. Почти каждый детский центр сотрудничает со специалистами в этой области. Любой каприз за ваши деньги, как говорится.

4️⃣Наличие гаджетов

Взрослые с детьми сейчас меньше разговаривают. Лет -цать назад, когда надо было развлечь ребёнка в общественном транспорте по пути в садик или в электричке на дачу, приходилось говорить обо всём, что видишь. Это был самый простой, всегда доступный вариант.

Сейчас даже сказки детям часто рассказывают умные приложения. А учатся дети – через подражание. Смотрят на взрослого, следят за его губами, зубами, языком, и в итоге повторяют. Умная Алиса, к сожалению, невидима. Подражать ей сложнее, чем рядом сидящей маме, которая разговаривает вживую.

Есть интересное мнение, причём мнение весьма знающего человека, что ранние походы к логопеду приводят к последующей безграмотности ребёнка.
В частности, Людмила Аполлоновна Ясюкова, кандидат психологических наук, заведующая лабораторией социальной психологии НИИ комплексных социальных исследований в СПбГУ, считает, что слишком сильное зацикливание детей на звучании и произношении ведёт к тому, что ребенок в будущем неграмотно пишет (как слышит, так и пишет) и читает, хорошо озвучивая, но плохо вникая в смысл.
Людмила Аполлоновна объясняет популярность логопедов ещё и школьной программой, в которой очень много внимания уделяется фонетическому разбору (совершенно зря, по мнению многих педагогов). В итоге из каждого бытового прибора кричат, что если ребёнок не умеет произносить правильно какие-то звуки к школе, то он вообще не научится читать и писать. И устрашённые родители тут же мчатся записывать чадо к логоспециалисту.
А на самом деле картавить и шепелявить до 10-12 лет вполне норма: только к этому возрасту полностью созревают вокализационные зоны.

Если интересно, поищите эту лекцию в теме «Нужен ли ребёнку логопед?» Мне это видео попалось уже после того, как ребёнок стал ходить к логопеду. Возможно, увидев его раньше, я бы больше думала над тем, а надо ли в столь нежном возрасте специально ставить звуки.

Впрочем, пока я ни о чём не жалею. Ребёнок говорит достаточно хорошо, даже комплименты огребает иногда. Я обычно в этот момент добрым словом вспоминаю нашего логопеда.

Хотя зря я, наверно, все лавры – логопеду… Пару веточек и нам, родителям, надо прикрутить к шапке. К концу выходных, проведённых с сыном, моим самым заветным желанием является помолчать.

Ставьте 👍, если эта тема мимо вас тоже не прошла.