Найти тему
Исторические мелочи

Тайна портрета из Тульского музея

В Госкаталоге музейного фонда в коллекции Тульского музея изобразительных искусств попался интересный портрет. Он изображает человека в западноевропейском костюме XVI в., но при этом с орденскими знаками явно XIX или начала XX вв. Датируется в музее он серединой XIX в., а числится как «Мужской портрет (Владимир Павей?)»

Решил попробовать разобраться в тайне столь анахроничного одеяния. Сам по себе костюм персонажа был мне незнаком (применительно к XIX в.), от него в своих разысканиях я «плясать» не мог. Поэтому начал «плясать» от зацепки, которую давало предположительное имя изображенного. По отрывочным сведениям, которые удалось собрать в интернете, выяснилось следующее.

Княгиня Зинаида Александровна Волконская, урожденная княжна Белосельская-Белозерская (1789-1862), светская львица, хозяйка литературного салона, знакомая А.С. Пушкина, поездила по Европе, а уже вернувшись в Россию, заинтересовалась католицизмом. В 1828 г. вновь отправилась за границу, в 1833 г. в Риме официально перешла в католическую веру. В Риме же она и проживала до самой смерти.

О.А. Кипренский «Портрет Зинаиды Волконской», 1830 г.
О.А. Кипренский «Портрет Зинаиды Волконской», 1830 г.

В 1815 г., во время пребывания в Лондоне княгиня подобрала на улице мальчика, который затем воспитывался в ее семье. Мальчик получил имя Владимир Павей. Павей жил с княгиней и в период ее пребывания в Италии. Известно, что дружеские отношения связывали его с Н.В. Гоголем.

О.А. Кипренский. Портрет Владимира Павея
О.А. Кипренский. Портрет Владимира Павея
Семья З. Волконской. Фотография 1857 г. Крайний справа – Владимир Павей
Семья З. Волконской. Фотография 1857 г. Крайний справа – Владимир Павей

Так вот, известно, что «позднее» (сложно точно сказать, к какому временно́му периоду относится это «позднее») приёмный сын Волконской был известен как «кавалер Павей» и служил в папской гвардии.

Всем известна швейцарская гвардия Папы Римского в живописных старинных одеяниях XVI в. Однако персонаж портрета из тульского музея изображен вовсе не в ее форме. Тем не менее, найденные мною скудные отрывочные сведения из биографии Зинаиды Волконской и Владимира Павея показали, в каком направлении «копать». И до кое-чего я докопался.

Изображенный на «тульском» портрете запечатлен в парадном облачении камергера Меча и Мантии или иначе тайного камергера Его Святейшества – почетной должности при Папском дворе для католиков-мирян. Функции у должности были исключительно церемониальные, а само назначение считалось почетным знаком благоволения Папы, свидетельством признания заслуг пожалованного.

-5

На шее камергеры Его Святейшества носили золотую цепь с папским гербом. То есть это должностной знак, а не награда. Она видна и на шее персонажа с «тульского» портрета.

Еще несколько портретов папских камергеров.

Можем ли мы быть уверены, что на портрете из Тульского музея изображен Владимир Павей? Нет, так же, как и авторы приведенного в подписи к портрету предположения (сотрудники Тульского музея изобразительных искусств?) уверены мы в этом быть не можем. У нас (у меня, по крайней мере) нет полной биографии Павея, нет сведений о том, что он был пожалован в папские камергеры (хотя, возможно, упомянутое выше наименование «кавалер Павей» намекает на это). Нет у нас данных и о награждении Павея присутствующим на портрете папским орденом Св. Григория Великого (хотя это также вполне возможно). Средний орденский знак в колодке на груди портретируемого мне идентифицировать не удалось, а самый правый (от нас) знак похож на российский (ранее – польский) орден Св. Станислава. Может быть, именно наличие последней награды послужило поводом для предположения, что на портрете изображен, скажем так, имевший отношение к России Владимир Павей? Хотя, учитывая, что Павей на российской государственной службе не состоял, выполняя функции управляющего делами в семействе З. Волконской, наличие у него российского ордена тоже не очевидно.

В то же время нельзя не обратить внимание и на тот факт, что все трое из папских камергеров, портреты которых приведены выше, происходили из некатолических стран. Норвежцы Вильгельм Ведель-Ярлсберг и Кристофер де Паус перешли в католицизм, у шведа маркиза Лагергрена в католическую веру перешел отец, а сам он уже воспитывался в ней изначально. Похоже, пост папского камергера служил и наградой за переход в католицизм для представителей других конфессий. Так что в принципе пожалование в это звание Павея, родившегося в англиканской вере, затем прожившего какое-то время в православной (?), а позднее вслед за приемной матерью З. Волконской перешедшего в католицизм (?), вполне возможно. Почему нет?

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.