Прочитав противоречащие друг другу отзывы, я решила, что спектакль «Женщины Есенина» к просмотру обязателен. Очень интересен взгляд Захара Прилепина на личную жизнь поэта. Но была и еще причина!
На курсе по суицидологии, на котором я сейчас обучаюсь, психиатр дает очень интересные психопатологические портреты гениев литературы и искусства, покончивших собой, анализируя не только особенности поведения, но и их творчество.
За день до спектакля мы разбирали психопатический портрет Сергея Есенина. Это была настоящая профессиональная удача, для анализа и закрепления полученного нового учебного материала.
Как выглядит портрет Сергея Есенина с точки зрения психиатрии?
С детства Есенин был вспыльчивым, агрессивным, инфантильным, неусидчивым, школой и повседневными делами тяготился. Сейчас бы ему поставили диагноз СДВГ, но кто знал тогда об этом? Писать стихи он начал в 9 лет и уже в детских стихах начинают проявляться депрессивные оттенки, как первые признаки биполярного расстройства.
В 17 лет - у него первая попытка суицида в стадии депрессии.
Переезд в Москву и невероятная популярность поэта обострили маниакальную фазу. Но именно в этот период Есенин пишет свои самые зрелые стихи, которые позже войдут в литературную классику.
Маниакальная фаза проявлялась и в череде бесконечных влюбленностей. В этакой эстафете между многочисленными романами и романчиками. Цель такого беспорядочного разнообразия, - убежать от себя, от собственных страхов близости, от инфантильной невозможности выстраивать длительные серьезные отношения.
В этом забеге на короткие дистанции, перебегая от одной терпеливой женщины к другой, проявляя слишком много агрессии (гневливая мания) и патологической ревности (паранойя), он становился все более неуправляемым и неадекватным.
Чего только стоит его жесткий конфликт с В.Маяковским! И конечно, его прогрессирующий алкоголизм лишь усугубляет ситуацию.
Постепенно творчество становилось другим, в нем появляется все больше отчаяния, депрессии или агрессии, в зависимости от депрессии/мании.
Его последняя поэма «Черный человек», - появление галлюцинации «преследователя», как образец литературной психопатологии до сих пор изучается психиатрами по строчкам и лишь подтверждает, что его психическое состояние с течением времени становилось все хуже и хуже. А мысли о суициде появлялись все чаще и чаще.
За неделю до смерти Есенин в очередной раз попал в психиатрическую клинику к гению психиатрии Петру Борисовичу Ганнушкину, который поставил ему биполярное расстройство в стадии депрессии и белую горячку. Петр Борисович дал распоряжение персоналу не выпускать Есенина из клиники из-за опасности попытки очередного суицида.
Но! Друзья решили ему «помочь» и, переодев поэта в гражданскую одежду, вывели его из клиники.
Далее, как нам известно, была гостиница «Англетер», где он покончил собой 28.12.1925, а 27.12 он написал стихи:
«До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей,
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей».
Смог бы П.Б.Ганнушкин его поддержать медикаментозно? Нет. Необходимые препараты появились только в 50-х годах. Но нахождение в клинике помогло бы Есенину пережить очередной приступ, выйти из него и до очередного депрессивного провала, возможно, написать еще несколько поэтических шедевров. Вот уж, поистине, дружеская «медвежья услуга», подтолкнувшая его к суициду.
В спектакле очень ярко отражены все нездоровые отношения со значимыми в жизни Есенина женщинами-жертвами. Потому что только они могли положить свою жизнь и здоровье к ногам психически нездорового гения, который раскачивал их психику на «эмоциональных качелях».
- Зинаида Райх, от которой у него двое детей. Любовь - ненависть, любовь - война, разрушающая обоих созависимость.
«Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне».
Это его разговор с Зинаидой Райх.
Классический случай современных семейных отношений: Зинаиду с двумя маленькими детьми спас от голодной смерти Мейерхольд, усыновляет и удочерил детей Есенина. Он искренне любит Зинаиду и готов сделать все для ее счастья и безопасности. А она? Конечно, убегала к своему бывшему, который каждый ра после очередной страстно-постельной истории устраивал ей жуткий скандал со сценами ревности, либо распускал руки. Понятно, что образованный, интеллигентный, искренне любящий, но меланхолично-тревожный Мейерхольд не мог конкурировать по накалу страстей с маниакальным безумцем.
Психика таких женщин (и мужчин) уже не способна реагировать на человеческое отношение. Депрессия у них начинается.
*
- Безумная страсть с Айседорой Дункан не требует пояснений.
- Одержимая им Галя Бениславская, которую он активно использовал по необходимости, застрелившаяся на его могиле. «Галя, я вижу в Вас только друга. Я не люблю Вас, как женщину», - не скрывал он своего отношения. «Достаточно того, что я люблю Вас».
- Соня Толстая - брак по расчету. Соня печатает его стихи в типографии и становится его секретарем, продюсером, нянькой, мамкой, очередной куклой для битья. «Мы с тобой женаты уже 2,5 месяца, - говорит он ей, - это так долго». А что она? Конечно, обещает сделать все, как он хочет, измениться, похудеть, стать другой, стать невидимой, неслышимой, НЕ СОБОЙ и т.д., лишь бы милый был рядом.
*
Женщины с синдромом «Гупешки», эмоционально зависимые, психически и личностно раздавленные инфантильным мальчиком- абьюзером, который всем мстил за измену матери его отцу.
Абсолютно современная история очень многих семейных и не семейных отношений:
он вытирает ноги, унижает, изменяет, выгоняет, избивает, не дает денег, а она рыдает, проклинает, но все прощает по первому его звонку, смс или появлению в поле зрения. И такой нездоровый кайф от пролонгированного разрушения захватывает все больше и больше людей разного возраста и биологического пола.
Накал страстей в спектакле такой, что тревожным людям, особенно с паническими атаками надо хорошо подумать, прежде, чем его посетить. Он не про харизматичного и обаятельного поэта с золотыми волосами, о котором так много написано. Он про его Тень, во всей ее неприглядности, которую описал Захар Прилепин и мастерски представил зрителям артист Андрей Вешкурцев.
Когда артисты вышли на поклон, было очень заметно, что исполнитель роли Есенина все еще находится во власти эксцентричного образа. Его тело было на сцене, а сознание где-то в другой реальности, настолько расфокусированным был взгляд. И я подумала, сколько же ему надо времени, чтобы вернуться к своему Я после такой эксцентричной роли? И возможно ли вернуться окончательно, если спектакль повторяется с определенной периодичностью?
«Я не вижу здесь драмы, - сказал молодой человек, сидящий рядом, своей девушке, - я вижу только его истерику». Все как в жизни. Нам кажется, что человек не может сдерживать свои эмоции, а ему, на самом деле, давно требуется помощь специалиста.
Я под большим впечатлением от спектакля. Смотрела с большим человеческим и профессиональным интересом. Восхищалась игрой Екатерины Стриженовой - в роли матери Есенина, которая, судя по сценарию, шла против домостроевских порядков того времени и абсолютно подчинила себе мужа. Как было на самом деле, кто знает, но в ее исполнении это было очень ярко.
Идти или не идти, решать только Вам. Главное, всегда помнить, что театр все-таки, больше подходит сенситивный и кинеститикам, а кино - визуалам, как любителям меняющихся картинок.
Дочитавшим до конца 🫶.