Мы поехали на экскурсию от Дома ветеранов Калининграда в пос. Владимировка. Последнее место, которое мы посетили в этой поездке - бывший лагерь военнопленных.
Ещё и день был: промозглый, ветреный. Справа - кукурузное поле, бурые стебли словно прижимались друг к другу, пытаясь согреться, защититься от мелкого непрерывного стылого дождя. И слева - свободное от насаждений пространство. Представить людей, вповалку лежавших на черной раскисшей земле в обмороке сна-забытия, было невыносимо. Именно таким я увидела бывший Шталаг. Один из лагерей нацистской Германии.
Это был лагерь "с очень примитивными условиями: землянки вместо бараков, открытые рвы вместо туалетов, открытые кухни вместо кухонных помещений... пленные, вынужденные оставаться под открытым небом до самой зимы, умирали в совершенно непредставимом количестве."
Словно иллюстрация к тексту статьи "Лагерная система нацистов", вдоль низенького забора таблицы, таблицы, таблицы... Списки фамилий в алфавитном порядке - неисчислимое количество! Присмотритесь...
Гнетущее впечатление. Кажется, что (до сих пор!) сам воздух наполнен болью тех молодых мужчин, которые страдали здесь и - умирали. Жутко и от памятника узникам и от унылого пейзажа, а главное: от фактов.
Ещё одна цитата из статьи доктора Карла-Хайнц Циссов, историка, Нижняя Саксония: "...Не подлежит сомнению, что советские военнопленные составляли основную часть всех попавших в немецкий плен, намного превышая пять миллионов человек, свыше трех миллионов из которых погибли там. За первые девять месяцев с конца июня 1941 г. по март 1942 г. погибло более половины из попавших к тому времени в плен 3,4 миллионов советских солдат."
Напомню, что я побывала на месте лишь одного из лагерей для военнопленных.