Найти в Дзене

Лечение травами у мордвы-мокши деревни Шадым.

6 сентября 1768 г. мокшанскую деревню Шадым (совр. село Шадым-Рыскино Инсарского района Республики Мордовия) посетил один известный ученный, путешествующий по Российской империи.

Изображение мокшанской женщины, которое публиковалось в одной из книг П.С. Палласа. 1788 г.
Изображение мокшанской женщины, которое публиковалось в одной из книг П.С. Палласа. 1788 г.

Этим ученным был немец Пётр Симон Паллас, который был членом Петербургской Императорской Академии наук и художеств и прославился, в том числе, своими научными экспедициями по России.

Peter Simon Pallas. 1820-е гг.
Peter Simon Pallas. 1820-е гг.

Какой именно Шадым посетил П.С. Паллас? И.К. Инжеватов в своем "Топонимическом словаре" (а в след за ним и остальные источники) ошибочно указывают нам, что ученный был в Шадыме, который сейчас относится к Ковылкинскому району Мордовии, однако на самом деле, он был в Шадыме, который сейчас называется Шадым-Рыскино и относится к Инсарскому району.

Доказать данную ошибку легко, ведь П.С. Паллас в своем труде указывает место прямо: "...да и сама деревня стоит на речке Шешовке". Смотрим современную карту:

-3

Да и если посмотреть маршрут П.С. Палласа - Саранск, Инсар, Пенза, понимаешь, что ученный был именно в современном Шадым-Рыскино, через которое тогда проходила дорога на Пензу, а не в Шадыме. Чтобы посетить Шадым, ему бы пришлось делать большой и ненужный крюк, да и стоит он на совсем другой речке - Шадымке.

Совр. Шадым-Рыскино на карте Плана генерального межевания Инсарского уезда конца 18 века. Отчетливо видна привязка к речке Шишов, также видно, что через населенный пункт проходит дорога на Пензу, а именно в Пензу и ехал П.С. Паллас.
Совр. Шадым-Рыскино на карте Плана генерального межевания Инсарского уезда конца 18 века. Отчетливо видна привязка к речке Шишов, также видно, что через населенный пункт проходит дорога на Пензу, а именно в Пензу и ехал П.С. Паллас.

Итак, побывав в Шадыме (совр. Шадым-Рыскино), П.С. Паллас сделал обширное этнографическое описание местного мокшанского населения и его быта, в том числе, прекрасно разбираясь в ботанике, рассказал об используемых мордвой-мокшей лекарственных травах, указывая при этом три названия - русское, мокшанское и латинское. Сегодня мне бы хотелось привести вам выписки, касающиеся именно трав и их лечебных свойств. Текст из труда П.С. Палласа привожу как есть, за чертой и курсивом, но в [квадратных скобках] я поместила свои уточнения. Итак:

Они немало знают годных трав в лекарство и для крашения, и у всякого из них висит в сенях то та, то другая трава с сушеными капустными листьями; ибо когда пекут они хлебы, по своему обыкновению, из чрезмерно кислого теста, то подстилают капустные листья под караваи, для того и сушат их в запас на зиму, и когда надобно подстилать, то их мочат в воде.
В лекарство употребляют они следующие травы:
✅зверобоем (hypericum perforatum), которая трава называется по мордвински 💥шулктама-тише, припаривают те места, в коих есть лом[ломота];
душицу (origanum), по-мокшански 💥 карнь-тише, трут в порошок, и присыпают к болячкам у детей;
золотушник (virgaurea) [золотарник], по-мокшански 💥 кукланка-тише, смешав с золою присыпают к роже [рожистому воспалению кожи];
водянистым трилистником или вахтою (menyanthes) и христофоровой травой (aconitum) [предположительно, воронец], по-мокшански 💥таргес-тише, припаривают те места, которые рдеют [краснеют], а настоянную оными травами воду пьют от водяной болезни;
листья костяники (rubus saxatilis), по-мокшански 💥 ейдалопарт, также темноцветный папутник (trifolium spadiceum) [клевер темно-каштановый] и чебер варят в квасу или в воде, и парят больные глаза: ибо они часто одержимы бывают очной [глазной] болезнью от дыму в их избах;
пятилапую траву (сomarum palustre) [лапчатка болотная], по-мокшански 💥парма-крандас, употребляют в бане при тяжких родах;
буквицей (betonica), по-мокшански 💥 мушкар-тише, парят чахлых детей;
лоскутным цветом (centaurea jacea) [василёк луговой], по-мокшански 💥ейзирман-тише, припаривают у детей больные места;
траву по-латински стеллария дихотома (stellaria dichotoma) [Звездчатка вильчатая] называемую, по-мокшански 💥 сути-аать, и траву синеголовник (eryngium) варят и поят детей от поносу;
заячий мак (adonis verna) [адонис весенний], по-мокшански 💥 урумбулут, употребляют в гистерических или маточных припадках, и пр.
Портрет ученого Петра Симона Палласа. Художник Х.Г. Гейслер. 1830-е гг.
Портрет ученого Петра Симона Палласа. Художник Х.Г. Гейслер. 1830-е гг.

Рассказывая о лечении костяникой и клевером глазных болезней, развиваемых в условиях обитания в курных избах, П.С. Паллас далее описывает такую избу:

Избы свои ныне строят то по российскому, то по татарскому образцу с широкими лавками, смотря по тому, чем ближе живут к россиянам или татарам. Но старые мордвинские избы, как то Страленберг справедливо написал, все построены дверями на восток и печи складены в юго-западном углу: но избы их очень тесны и не способны, да и почти все без продушин, в которые мог бы дым выходить.

Ну и еще, я задумалась о том, почему именно эти травы применялись шадымской мордвой-мокшей? Действительно ли они лечат от упоминаемых недугов? И за ответом заглянула в книгу "Энциклопедия лекарственных растений", автора Н. Мазнева, чтобы посмотреть, какими свойствами обладают выше перечисленные травы (приведу несколько примеров):

1) Зверобой продырявленный мордва-мокша использовали для лечения ломоты, припаривая больные места. Что имелось в виду под словом ломота можно только догадываться, но предположу, что это могут быть радикулит, артрит, артроз... И действительно, согласно "Энциклопедии", зверобой обладает противовоспалительным действием, болеутоляющим, а также трава зверобоя входит в состав противоревматических сборов. Ну и больше всего подходит, пожалуй, вот это:

Скрин из "Энциклопедия лекарственных растений", автор Н. Мазнев
Скрин из "Энциклопедия лекарственных растений", автор Н. Мазнев

2) Душицу, стертую в порошок, использовали для лечения "болячек у детей". Непонятно, что за болячки здесь имелись в виду, но согласно "Энциклопедии", наружно, в виде компрессов, душицу использовали "при некоторых кожных болезнях (золотухе и различных сыпях).

3) Растением вахта шадымская мордва-мокша делала припарки при покраснениях (воспалениях?), а настой пила "от водяной болезни" (наверно, здесь имеется в виду скопление жидкости в полостях организма?). "Энциклопедия" нам говорит следующее:

Скрин из "Энциклопедия лекарственных растений", автор Н. Мазнев
Скрин из "Энциклопедия лекарственных растений", автор Н. Мазнев

Итак, противовоспалительный эффект у вахты есть, так что покраснение, пожалуй, сможет снять. А вот насчет водянки - это большой пребольшой вопрос!

4) Буквица - ею мокшане парили чахлых детей. "Чахлый ребенок" - это еще одно очень расплывчатое понятие, под которым может прятаться куча детских болезней. И все же заглянем в "Энциклопедию":

Скрин из "Энциклопедия лекарственных растений", автор Н. Мазнев
Скрин из "Энциклопедия лекарственных растений", автор Н. Мазнев
Скрин из "Энциклопедия лекарственных растений", автор Н. Мазнев
Скрин из "Энциклопедия лекарственных растений", автор Н. Мазнев

Как мы видим, у буквицы широкий спектр применения, однако лечится им нужно явно внутрь! А вот помогало ли отпаривание настоем этого растения чахлым детям - еще один большой вопрос!

Ну и в завершении хочу узнать у носителей мокшанского языка - правильно ли П.С. Паллас по-мокшански указал названия растений? Как я понимаю, он их записывал так, как воспринял на слух...