Найти тему
Сайт психологов b17.ru

"Пошли мне, Господь, второго". А. Вознесенский и теория диалога в терапии.

Считается, что в основании гештальт-подхода лежат феноменология Э. Гуссерля, теория поля К. Левина и теория диалога М. Бубера. Я бы добавил к этому перечню психоанализ, экзистенциализм, гештальт-психологию и дзен-буддизм (но об этом как-нибудь в следующий раз). БОльшая часть этих направлений давно на слуху, а вот теория диалога Мартина Бубера в силу своей философской направленности и сложности первоисточника часто остается в тени.

Поэтому сегодня я немного расскажу о теории диалога с помощью стихотворения Андрея Вознесенского "Ни славы, и ни короны".

Ни славы и ни коровы,
Ни шаткой короны земной —
Пошли мне, Господь, второго —
Чтоб вытянул петь со мной!

Если Вы решите прочитать первоисточник - небольшую книгу Мартина Бубера "Я и ты" (1923 г.), рекомендую учитывать следующее:

1) Вообще, философский язык существенно отличается от бытового, и в нем привычные нам слова и категории ("свобода", "бог", "диалог" и др.) могут означать не совсем то (или совсем не то), что в повседневной жизни. Допустим, понятие "трансцендентность" человеческого существования может быть никак не связана с верой в загробную жизнь или божеств, а означать "сверхъестественность" человека, то есть способность человека как вида выйти за рамки естественных, природных законов жизни, преодолевать собственную смертность (как бы побеждать природу, выходить за ее пределы), передавая знания и культурные традиции из поколения в поколение. Однако, в случае с М.Бубером Бог означает именно Бога в привычном, обыденном понимании (как непознаваемого, сверхмогущественного существа):

Обозначать Бога как личность необходимо для каждого, кто, подобно мне, говоря "Бог", не имеет в виду никакой принцип и никакую идею, хотя такие философы, как Платон, порой могли считать его идеей; это необходимо для тех, кто, как и я, видит в "Боге" того, кто - кем бы он ни был помимо этого - вступает в непосредственное отношение к нам, людям, в творческих, даруемых в откровении освобождающих актах...

2) Мартин Бубер был религиозным философом, и его труд ориентирован, прежде всего, на исследование проблемы отношения человека с Богом. Это накладывает определенный отпечаток на всю его работу.

Мое самое существенное положение - о тесной связи между отношением к Богу и отношением к ближнему...

3) Значительная часть книги представляет собой критику общества начала двадцатого века (Об историческом контексте произведения никогда не стоит забывать). Здесь обращу внимание на противоположные тенденции кризиса духовной сферы общества как один из итогов первой мировой войны и увеличение числа "вещей", то есть быстрый рост материального производства как следствие взрывного развития науки и промышленности.

Итак, ключевая идея М. Бубера заключается в том, что в мире существует два типа отношения: "Я-оно" и "Я-ты". Оба вида отношений могут проявляться во взаимодействии с 1) окружающим физическим миром 2) людьми 3) Богом.

Отношение "Я-оно"

Взаимодействие "Я-оно" отличается обезличенностью, утилитарностью. Это отношение как к вещи (в широком смысле), оно включает все наши знания, привычную деятельность, весь жизненный опыт (то есть наше отношение к прошлому)

...в той мере, в какой человек удовлетворяется вещами, которые он узнает из опыта и использует, он живет в прошлом и его мгновение не наполнено присутствием. У него нет ничего, кроме объектов; они же пребывают в прошедшем.

Отношению "Я-оно" недостаёт настоящего момента, взаимности, безоценочности и полноты, ей свойствен анализ и практичность.

Несмотря на критику отношения "Я-Оно" сам Бубер признает его необходимость и неизбежность, понимает, что невозможно всегда поддерживать отношение "Я-ты" и мы можем лишь изредка рассчитывать на мгновения "истинной встречи"

Невозможно жить в чистом настоящем: не будь предусмотрено его преодоление, быстрое и основательное, оно изничтожило бы человека. Но можно жить в чистом прошлом, собственно, только в нем и возможно устроение жизни. Надо лишь заполнить каждое мгновение опытом и использованием, и оно перестанет жечь. Внемли же, что я поведаю тебе со всей ответственностью истины: человек не может жить без Оно. Но тот, кто живет лишь с Оно, тот не человек.

Отношение "Я-ты"

Если я предстою человеку как своему Ты и говорю ему основное слово Я-Ты, он не вещь среди вещей и не состоит из вещей.

Встреча "Я-ты", напротив, отличается непосредственностью, личным характером, эмоциональностью и целостностью.

При этом, я часто встречаю ошибочное мнение о том, что "Я-ты" - это про диалог между людьми. По идее М. Бубера, истинная встреча может произойти между человеком и, например, животным или деревом, и не произойти между человеком и человеком.

Однако по воле и милости может произойти так, что, когда я гляжу на дерево, меня захватывает отношение с ним, и отныне это дерево больше уже не Оно. Сила исключительности завладела мной.

Здесь же появляется и категория любви:

Любовь не присуща Я таким образом, чтобы Ты было лишь ее "содержанием", ее объектом; она между Я и Ты. Любовь есть охватывающее весь мир воздействие.

В отношении "Я-ты" важная устремленность к Другому и полная вовлеченность:

Основное слово Я-Ты может быть сказано только всем существом. Сосредоточение и сплавление в целостное существо не может осуществиться ни через меня, ни без меня: я становлюсь Я, соотнося себя с Ты; становясь Я, я говорю Ты. Всякая действительная жизнь есть встреча.

Гештальт-подход (как и многие другие психотерапевтические направления) признает важность отношения "Я-ты" и поддерживает бисубьектное отношение (вместо субъекта и объекта терапии есть два равноправных субъекта, партнера), ценность присутствия, включенности и самораскрытия терапевта.

Ты открывает больше, ему дается больше, чем может изведать Оно. Ничего неподлинного не проникнет сюда: здесь колыбель Действительной Жизни.

Встречу "Я-ты" сложно описать научным языком, поэтому здесь вернемся к стихотворению А. Вознесенского, чтобы подчеркнуть некоторые грани отношения "Я-ты" в человеческом общении.

- Отношение "Я-ты" помогает нам одновременно почувствовать собственную уникальность и причастность к человечеству:

Прошу не любви ворованной,
Не славы, что на денёк —
Пошли мне, Господь, второго,
Чтоб не был так одинок.

- Только в отношении "Я-ты" мы встречаемся с Другим. А, сталкиваясь с различиями, мы можем узнавать, понимать себя:

Чтоб кто-нибудь меня понял,
Не часто, ну хоть разок.
Из раненных губ моих поднял
Царапнутый пулей рожок.

- Вступая в отношения "Я-ты", мы рискуем довериться, открываемся, Отношение "Я-ты"- это "и выбирать и быть избранным, страдание и действие". Это и дает нам ощущение жизни:

И пусть мой напарник певчий
Забыв, что мы сила вдвоём,
Меня, побледнев от соперничества,
Прирежет за общим столом.

Прости ему. Пусть до гроба
Одиночеством окружён.
Пошли ему, Бог, второго —
Такого, как я и он.

Спасибо за уделенное статье время!

Психолог Роман Мотькин (гештальт-подход).
Запись на консультацию

Автор: Роман Мотькин
Психолог

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru