Найти в Дзене
Михаил Исаев

Все мужики козлы – откуда это?

Высокие горы, особенно не доступные человеку, считаются воплощением чистоты. Самые прекрасные и душистые цветы растут на высоких горах. Самые чистые животные живут на высоких горах. Примерно таких взглядов придерживались дардские народы индо-иранского (арийского) происхождения, проживающие в гиндукушско-гималайском регионе. Это труднодоступные горные районы, в которых еще сохранились осколки языческих (до-христианских, до-мусульманских и до-буддийских) верований. В одном из дардских мифов рассказывается о дереве можжевельника, которое выросло из озера. Из него вышла богиня Дизани (Утай) – в религиозном смысле – великая мать, дающая жизнь и смерть. Вероятно, поэтому можжевельник считается сосредоточением чистоты. Во многих обрядах его используют как символ божественного начала. В животном мире воплощением чистоты считается каменный козел и дикая коза, которые питаются можжевельником в зимнее время. Их торжественно именуют майаро – стадо горных духов. Каменного козла в Гималаях, кстати,
Алтайская коллекция Эрмитажа
Алтайская коллекция Эрмитажа

Высокие горы, особенно не доступные человеку, считаются воплощением чистоты. Самые прекрасные и душистые цветы растут на высоких горах. Самые чистые животные живут на высоких горах.

Примерно таких взглядов придерживались дардские народы индо-иранского (арийского) происхождения, проживающие в гиндукушско-гималайском регионе.

Это труднодоступные горные районы, в которых еще сохранились осколки языческих (до-христианских, до-мусульманских и до-буддийских) верований.

В одном из дардских мифов рассказывается о дереве можжевельника, которое выросло из озера. Из него вышла богиня Дизани (Утай) – в религиозном смысле – великая мать, дающая жизнь и смерть. Вероятно, поэтому можжевельник считается сосредоточением чистоты. Во многих обрядах его используют как символ божественного начала.

В животном мире воплощением чистоты считается каменный козел и дикая коза, которые питаются можжевельником в зимнее время. Их торжественно именуют майаро – стадо горных духов. Каменного козла в Гималаях, кстати, называют Ра[1], а чистых горных духов – БаРаи.

Домашняя коза также считается чистым животным, потому, что она потомок рода майаро перенесенный в мир людей.

Дардские народы связывали себя с животными. По их мнению среди майаро существуют двойники человека. В животном воплощена жизненная сила человека. Убивают животное – умирает человек. Соответственно, двойники женщин – козы, мужчин – козлы.

Горный козел присоединяется к стаду самок зимой, считается, что это происходит во время зимнего солнцестояния. Самцы неистово бьются за право оставить потомство. Так что каменный козел не только чистое животное, но еще и воин.

Поэтому, например, в долине Хунза заслуженные воины приобретали сексуальные права на женщин общины и это не являлось чисто мирским вознаграждением, а скорее, ритуальным актом. Этих воинов многозначительно называли козлами.

[1] См. Рерих «Тебетско-русский словарь»

Статья основана на труде г-на К. Йеттмар «Религии Гиндукуша».