Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Вменённый стыд как основа комплекса неполноценности и развития психопатологий

Стыд является чувством вменённым. Это инструмент для обучения, который неосознанно используется из поколения родителями, желающими научить свое чадо примерному поведению и использующими чувство стыда как способ манипуляции. Проблема заключается в том, что ребенок за счет фиксации в подобном состоянии закрепляет подсознательное отождествление себя как неполноценного, недостойного, неприемлемого, срамного, грязного и т.п.

Люди, несущие комплекс неполноценности, зачастую испытывают чувство стыда и неосознанно ждут наказания за своё поведение. Многие считаю чувство стыда хорошим, якобы это говорит о наличии совести. Так ли это? Это связано с недостатком педагогических компетенций родителей, которые воспитывали свое чадо через наказание и прививание чувства неправильности, порочности действий ребенка, а именно стыдили и винили его и внушали установки типа: «стыд и срам, имей совесть», «ни стыда, ни совести», «как тебе не стыдно?!» и т.п. По сути это все родительская директива «Не будь собой». Так закрепилась связь между стыдом и совестью, якобы наличие стыда равно совести. Но это лишь иллюзия и ошибочные действия растущего человечка, его естественность, нагота и телесные проявления никак не были связаны с понятием совести. Малыш только учится взаимодействовать с этим миром и проявляться в нём, он еще не освоился и не знает, как надо. С помощью стыда, вины, наказания и силы удобно управлять людьми, и родители этим активно пользуются. Но они в этом не виноваты, зачастую они могут даже не догадываться что можно иначе, ведь были воспитаны точно так же. Такое воспитание буквально заставляет детей в дальнейшем недооценивать себя, думать, что они в чем-то порочны, нечисты, недостойны или недостаточно хороши и постоянно ожидать наказания за эту мнимую недостаточность.

Стыд – плохой учитель и выливается во множество проблем во взрослой жизни. Чувство стыда уходит глубоко на подсознательный уровень, становится привычным состоянием. Лучше просто рассказать ребенку, как правильно поступать и вести себя в той или иной ситуации и важно показать на своем примере. Не стоит указывать только на негативные действия и их последствия, при этом закрепляя впечатление яркими эмоциями, криками, злостью, раздражением, а может быть даже насилием. Такой подход развивает негативное мышление, которым заражено современно общество. Так же стоит быть максимально честным с ребенком и снять все лукавые маски. Помните, что ваше чадо, в любом случае, спишет с вас ваше поведение и будет действовать, и реагировать как вы, даже если устно вы станете учить иному. Поэтому основное внимание всегда стоит уделить собственному обучению, научите сначала себя правильно и гармонично жить, а ваш ребенок возьмет это сам.

Взрослый человек, испытывающий стыд, подсознательно ждет и притягивает к себе всякие негативные ситуации, как наказание, которое, по цепочке его причин и следствий, должно обязательно последовать за «недостойными» проявлениями. И не важно, было ли это действие вчера или десять лет назад, пока живет внутренний стыд, продолжает свое воздействие негативная программа, которая запечатлена в виде устойчивой конструкции в эго-уме. При этом эго отождествляет себя с неправильным видом, поведением, ощущением, по поводу которых возникает ещё и вина и таким образом придает вес стыду. Человек как бы навешивает этот негатив сверху в виде своих регалий, утверждая, что это часть меня, моей личности. Могут развиться психопатологии. При наступлении «наказания» эго испытывает некоторого рода извращенное удовольствие, подтверждая, таким образом, действие ментальной конструкции стыд-вина-наказание и усиливая ее еще больше. Человек, отождествленный с глубочайшим стыдом, винящий себя за это и наказывающий себя, ощущает огромное чувство собственной важности. Он думает, что, наказав себя, он способен изменить мир к лучшему. При этом самым нелепым является то, что в виде «наказания» эго способно приспособить к чувству стыда абсолютно любую неприятную ситуацию, которая при этом совершенно никак не связана с изначальной причинно-следственной связью, реализуя жажду наказания. Для чего вы себя наказываете, постоянно стыдите, обвиняете и критикуете? Чей голос говорит в это момент в вашей голове, может это ваша мать или отец?

Автор: Марина Кейлина
Психолог, Гипнолог регрессолог наставник

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru