Сократить путь или идти по освещенной улице?
Волонтерка проекта «Попутчица» Стася считает, что не только карты, но и поддерживающее сообщество может реально обезопасить женщин на улице. Однажды она сама остро нуждалась в помощи, пусть и виртуальной.
— Я шла по улице рано утром, возвращалась из бара, — рассказала Стася. — Ко мне, очень уставшей и не очень трезвой, пристал мужчина, который потом уехал со мной домой, чего я очень не хотела на самом деле. Думаю, что этого не случилось бы, если бы в тот момент у меня был чат, куда я могла бы обратиться за поддержкой. Мне бы помогли справиться с этой ситуацией, и я бы спокойно доехала одна домой. Но чата не было, я не могла кому-то написать, поговорить в моменте, поэтому со мной случилось сексуализированное насилие. И моя цель — чтобы кому-то удалось этого избежать.
По словам Дарьи Яковлевой из Калининграда, в России в принципе нет безопасных мест для женщин. А такие феминистские проекты, как «Попутчица», отражают эту реальность.
— В идеальном мире хочется, чтобы все женщины, мужчины и люди, у которых есть ресурс принятия решений, задумывались о безопасности на улицах, — сказала феминистка Яковлева. — Но мы живем в достаточно сложной стране с определенными консервативными тенденциями. Поэтому для меня большое значение имеет практика: если ты попала в опасную ситуацию, ты в последующем выносишь свою историю в публичное пространство, чтобы другая не попала в это. Это коллективное объединение девушек не только в активизме, но и по общей цели. Это прекрасно, и, мне кажется, выльется в более важные решения, поможет переформатировать наши города в сторону большей безопасности.
Пока безопасность на улицах городов не наступила, Анжелика Белова посоветовала женщинам носить с собой перцовые баллончики и развивать физические навыки, чтобы суметь постоять за себя. Правда, она сразу же вспомнила о многочисленных делах за «превышение самообороны» и добавила: «Иногда даже страшно за жизнь свою постоять, потому что неохота потом в тюрьму попасть».
Согласно данным судебного департамента при Верховном суде РФ, в 2023 году за убийство при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 108 УК РФ) осудили 192 человека, из них 85 — женщины. Оправдано было лишь три человека, их гендерный маркер неизвестен. В отношении 14 человек уголовные дела по этой статье были прекращены.
За причинение тяжкого вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны (ч. 1 ст. 114 УК РФ) в 2023 году было осуждено 345 человек, из них 120 — женщины. Двоих подсудимых оправдали. В отношении 258 человек уголовное дело прекратили.
В ноябре 2023 года Консорциум женских неправительственных объединений поделился итогами data-исследования о масштабах домашнего насилия в России. Эксперты изучили почти 65 тыс. приговоров, вынесенных с 2011 по 2022 год по статье 111 УК РФ — причинение тяжкого вреда здоровью, которое не повлекло смерть потерпевшего. По этим данным, 79% женщин, осужденных за насилие к мужчинам, заявляли, что защищали себя. В 43% этих случаев суд признал поведение потерпевшего противоправным, а в 16% — аморальным.
Волонтерка «Попутчицы» Настя считает, что уличное насилие должно быть хотя бы так же на слуху, как и домашнее. Однако пока об этом говорят очень мало, и о каких-либо исследованиях на эту тему девушка ничего не знает.
— Уличное насилие распространено, и не окей, что это происходит. Не окей, что женщины не заботятся о своей безопасности, сокращают путь вместо того, чтобы идти по освещенной улице. Если об этом говорить, обнародовать эти места, можно понизить градус. И я верю, что наш проект поможет это сделать, — добавила Настя.
Другие истории:
Я живу без желудка. Мне пришлось заново учиться есть. Но самым сложным оказалось принять свое новое тело
Я обеднела после 2022 года. Я покупала брендовые сумки и летала за границу на выходные. Теперь мне хватает только на самое необходимое
Тайна семьи: 6 странных смертей за 14 лет вынудили брата и сестру провести собственное расследование
Пьяный военный — это теперь едва ли не худший пассажир, судя по рассказам проводников
В моей квартире живет 21 кот. Я трачу на них больше 100 тысяч в месяц