Цирк — это мир, где реальность и фантазия переплетаются, где смелость и искусство сливаются в единое целое. И одним из величайших художников, запечатлевших этот удивительный мир на своих полотнах, является Эдгар Дега. Его картина «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо» (1879) — настоящий шедевр, который позволяет нам заглянуть в волшебный мир арены.
На картине изображена мисс Ла-Ла, висящая на стропилах циркового купола на верёвке, зажатой у неё в зубах. Её фигура кажется невесомой, словно она парит в воздухе, создавая ощущение застывшей анимации. Кажется, что в любой момент она может начать двигаться, выполняя сложные трюки, которые заставляют зрителей затаить дыхание.
Это произведение является единственной работой Дега, посвящённой цирку. В отличие от своих современников, таких как Анри де Тулуз-Лотрек и Жорж Сёра, он не концентрирует внимание на действиях на арене или реакции публики. Зритель словно оказывается в зрительном зале и наблюдает за рискованным трюком, происходящим на арене.
Дега тщательно продумал позу мисс Ла-Ла. В своих ранних работах он экспериментировал с изображением её спереди, а не в профиль. На эскизах голова мисс Ла-Ла была повернута назад, скрывая лицо от зрителей, что напоминало её позу на афишах, рекламирующих её выступление. Однако позже Дега перешёл к изображению в профиль, добавив больше изгибов и арок, а также придав образу больше динамики.
Некоторые исследователи связывают эту позу с современной этнографической фотографией, предполагая, что изображение в профиль превращает женщину в представительницу определённой расы. Изображая мисс Ла-Ла в профиль, Дега показывает её не просто как исполнительницу, а как представительницу цветных женщин и рабочего класса.
Возможно, Дега также пытался подражать обширным потолочным росписям итальянских художников, таких как Джованни Баттиста Тьеполо, которые он, вероятно, видел во время своих поездок в Италию. Рисуя сильно укороченную фигуру, он, возможно, стремился передать эффектность и экспрессию, характерные для этого стиля.
Будучи импрессионистом, Дега стремился запечатлеть мимолетные мгновения, используя свою уникальную композицию. Во многих его работах, посвящённых балету, фигуры расположены не в центре холста, а по краям или в углах, оставляя центр пустым.
Некоторые исследователи предполагают, что Дега заимствовал этот метод из фотографии, но другие отмечают, что время экспозиции на фотографиях того времени было недостаточным для фиксации таких мимолетных эффектов, и не было найдено ни одной фотографии с подобной композицией того периода.
Эдгар Дега был известен своим интересом к запечатлению мимолетных моментов, и на этой картине он смог передать атмосферу цирка, его энергию и динамику. Мы можем почувствовать напряжение, которое испытывает мисс Ла-Ла, вися на верёвке, ощутить волнение зрителей, ожидающих её следующего движения.
Дега с особым вниманием подошёл к расположению мисс Ла-Ла в пространстве относительно архитектуры. Она словно парит в воздухе, но пересекающиеся линии на заднем плане создают паутину, которая удерживает её в композиции.
В картине много вертикальных и диагональных линий, но нет горизонтальных, что создаёт ощущение движения и напряжения. Выбор точки зрения снизу был интерпретирован как изменение привычных для общества иерархических отношений между преимущественно белой аудиторией и исполнительницей смешанной расы.
Дега использовал в основном неяркие оттенки оранжевого, зелёного и различные оттенки серого, что соответствует палитре, характерной для многих его картин с изображением женщин. Руки и ноги мисс Ла-Ла не просто коричневые, а представляют собой смесь оранжевого и зелёного.
Дега научился «использовать зелёный цвет как второй оттенок кожи» у итальянского художника XIV века Ченнино Ченнини, который разработал эту технику и обучал ей своих учеников.
На этой последней картине Дега намеренно сделал кожу мисс Ла-Ла светлее и раскрасил её костюм в жёлтый и фиолетовый цвета, чтобы подчеркнуть её смешанное происхождение. В своих ранних работах он экспериментировал с различными цветами. Например, на наброске пастелью, сделанном Дега 21 января 1879 года (второй набросок представлен ниже), кожа мисс Ла-Ла гораздо темнее, и она одета в синее. На более позднем эскизе от 24 января 1879 года (третий эскиз представлен ниже) цвет кожи становится светлее.
В картине Дега «Мисс Лала в цирке Фернандо» преобладают красновато-оранжевые и голубовато-зелёные оттенки. Художник умело создал гармоничное сочетание этих цветов, умело смешивая холодный зелёный с тёплым оранжевым.
Каждая цветовая секция на картине уникальна. В оранжевой области можно увидеть намёк на зелёный цвет, а в зелёной — на оранжевый. Эти дополнительные цвета гармонично сочетаются с основным фоном, создавая целостную картину.
Картина «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо» стала настоящим символом творчества Эдгара Дега и его способности передать красоту и магию цирка. Она напоминает нам о том, что в мире есть места, где реальность и фантазия сливаются воедино, создавая неповторимую атмосферу, которая вдохновляет художников на создание шедевров.
Критики по-разному оценивали роль расы в творчестве Дега. С одной стороны, художник не изобразил мисс Ла-Ла в стереотипных образах, и некоторые полагают, что он стремился разрушить привычные представления о чернокожих женщинах. С другой стороны, Дега намеренно осветлил кожу мисс Ла-Ла и скрыл её лицо, частично скрывая её личность.
Искусствовед Мэрилин Р. Браун предполагает, что эти изменения могли быть результатом беспокойства Дега о своей расовой принадлежности.
Также возникают споры о том, является ли «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо» портретом или жанровой картиной. На полотне изображена только мисс Ла-Ла, и Дега не включил ни зрителей, ни других акробатов, сосредоточившись на ней и превратив картину в портрет. Однако художник не показал зрителям её лица, что делает сцену больше похожей на жанровое полотно, где личность персонажа не может быть точно установлена.
Картина была приобретена попечителями Фонда Курто в 1925 году. Первоначально она выставлялась в Тейт, а затем была передана в Национальную галерею в 1950-х годах вместе с шедеврами Мане, Ренуара, Сера и Ван Гога, когда они перестали считаться современными.
В 2024 году Национальная галерея организовала выставку «Откройте для себя Дега и мисс Ла-Ла», на которой были представлены более ранние рисунки художника, а также фотографии и плакаты, рассказывающие историю мисс Ла-Ла.
Если вы хотите почувствовать волшебство цирка, ощутить его энергию и динамику, то картина Эдгара Дега «Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо» — идеальный выбор. Она позволит вам перенестись в мир, где смелость и искусство идут рука об руку, где каждый миг — это возможность для чуда..
О нём
Эдгар Дега — известный французский художник, родившийся в 1834 году. В молодости он учился у известного художника Ламота, а затем у самого Энгра. Дега любил изучать работы великих мастеров живописи в Лувре и несколько раз посещал Италию, где знакомился с шедеврами мастеров итальянского Возрождения.
В начале своего творческого пути Дега интересовался историческими сюжетами и портретной живописью. Он написал несколько исторических полотен, но затем вернулся к современной жизни и начал писать сцены из повседневной жизни, в частности, скачки.
Дега также создал групповой портрет семьи Беллели, который отличается свежестью и индивидуальным взглядом художника. На картине изображены тётушка Дега Лаура со своим мужем, бароном Дженнаро Беллели, и двумя детьми. Дега начал писать эту картину в 1858 году, когда находился в гостях у своих родственников во Флоренции, и закончил её в 1859 году.
Дега не любил работать на открытом воздухе и предпочитал студию. Он также не принимал пленэр, считая, что на воздухе рассеивается внимание. Его стиль основывался на прекрасном рисунке, и его картины отличаются точностью изображения.
Дега придерживался консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни. Он не любил импрессионистов и не разделял их стремление работать на открытом воздухе.