Найти в Дзене
Психолог Вера

Дважды рожденная. Гл.1 Семья.

Сегодня первая глава новой повести, в которой Вы узнаете о семье главной героини.

Здравствуйте, мои уважаемые читатели! Доброго всем времени суток!

Если бы у нее не было семьи, ее замечательных бабушки, мамы и папы, которые проявили чудеса стойкости, мужества и терпения, неизвестно, смогла бы она пережить все те испытания, которые выпали на ее долю.

Для тех читателей, которые не прочли предисловие и еще не знают о ком будет новая повесть, вот ссылка:

Родители Саши создали семью будучи уже не молодыми. Ее отцу Анатолию было на то момент 35 лет, а маме Валентине 29. К моменту начала их отношений каждый уже пережил свое разочарование в жизни и любви.

Анатолия обещалась ждать из армии Маринка- одноклассница, а когда он вернулся со службы, она уже была не только чужой женой, но и матерью маленькой дочки. Вышла замуж за нового агронома, что к ним в колхоз приехал. Долго Анатолий переживал и с девушками вообще не встречался.

А Валя после медучилища встречалась с парнем- студентом Игорем. Да только когда он привел ее знакомиться с родителями, не ко двору в эту семью пришлась девушка- детдомовка. Жила она в заводском общежитии, одна в комнате, одета, обута. Но ведь нищая и безродная!

Очень переживала Валя, что ее Игорь по совету матери бросил, а потом поняла, что пусть лучше так, пока она только невеста. Хуже было бы если бы ее свекровь постоянно попрекала тем, что она из детдома и жизни им не дала.

Жила, работала и ждала, что все-таки встретится ей настоящий хороший парень, которого ее безродность не остановит.

Анатолий был простым деревенским парнем, его вместе со старшим братом Николаем вырастила мама Ефросинья одна.

Так уж сложилось, что с первым мужем Николаем у Ефросиньи было всего 3 счастливых дня. 20 июня 1941 года вечером началась их свадьба. 21 июня она продолжилась, а в полдень 22 июня молодая жена с мужем, как и все жители деревни, услышали по радио Правительственное сообщение о вероломном нападении Германии и начале войны.

Фрося успела только собрать узелок своему молодому мужу и немного насушить сухарей ему в дорогу. Вечером 22 июня целый грузовик мужчин- жителей деревни поехал в район, где начиналось формирование полка добровольцев.

Через месяц она получила его единственное письмо с фронта- маленький треугольник, текст которого она запомнила наизусть. Коля писал, что они отступают, немцы просто прут, они лучше наших вооружены и с винтовкой против танков не повоюешь.

В письме Коля просил ее беречь себя, обещал вернуться живым и здоровым, верил, что отступление- временно, что вот скоро подойдут новые части, артиллерия и танки, и погонят они немцев назад к границе, как сор веником из избы выметают.

Она успела написать ему, что у них будет ребенок, но так и не узнала, получил ли он это письмо и знал ли о том, что у него будет сын.

Ефросинья была уверена, что будет именно сын. Первоначально она хотела назвать его Матвеем в честь своего отца, но, через 2 месяца после начала войны получила Ефросинья письмо в конверте. В короткой справке на бланке было написано, что ее муж Зернов Николай Павлович пал смертью храбрых в боях под Смоленском, похоронен в братской могиле у села Семенова.

Так стала Ефросинья вдовой в первый раз. Работала в колхозе, управлялась вместе с матерью Анной Ильиничной в доме и огороде. А в середине марта 42 года родила сына, которого назвала в честь погибшего мужа Николаем.

Таких деток, которые родились в первый год войны в деревне было четверо: 3 мальчика и девочка. Каждое утро все 4 мамы относили своих крошек в дом тетки Матрены Ивановны- 70-летней старухи, которая приглядывала за малышами, пока матери на работе- ни яслей, ни детского сада в деревне не было. Кто и когда мог из них прибегали покормить ребенка. Ефросинья работала тогда телятницей на ферме и каждый день в обед прибегала покормить Коленьку.

Ефросинья с молодых лет обладала недюжинной силой, именно про таких женщин писал в свое время Некрасов: «Коня на скаку остановит…». В 1943 году слег колхозный конюх дед Макар, которому было уж далеко за 70 лет, и лошадей- кобылу Гнедуху и жеребца Рыжика перепоручили Фросе, так стала она деревенским конюхом.

Ефросинья была единственной дочерью в семье. Ее отец- Матвей Петрович, тяжело раненный еще в гражданскую, вернулся в деревню инвалидом и женился на Анне. Он выучился на тракториста, а потом и комбайн освоил.

Уборочная в колхозе всегда была особым временем, люди работали не жалея сил
Уборочная в колхозе всегда была особым временем, люди работали не жалея сил

В 1940 году в колхозе уродился небывалый урожай зерновых. Матвей даже не приходил домой ночевать, спал возле комбайна в поле на телогрейке, чтобы с рассветом снова начать уборку урожая. Жена и дочь по очереди приносили ему еду в поле.

Ему стало плохо с сердцем утром прямо за рулем комбайна. Он успел заглушить мотор. Крестьяне, шедшие на работу рано утром, увидели, что Матвей сидит за рулем комбайна, но почему-то не работает, когда подошли- увидели, что он уже мертв. Очень горевали по нему Анна с Фросей, но ничего нельзя было изменить.

Очень радовалась Анна, когда Ефросинья замуж собралась- мужик в доме появится. Только тот, кто в своем доме живал поймет, как много в доме мужской работы. Да только слишком недолгим было счастье молодых. Ушел зять на войну и погиб.

После смерти отца управлялась Ефросинья сама с их пасекой, что стояла в конце огорода. Сначала ульев было 5, в 1944 году их стало уже 12. Сама ловила рои, качала мед, ремонтировала ульи и рамки.

Поздней осенью 1943 года собрала Фрося в 2 мешка немного картошки, луку, моркови, пару небольших тыкв и несколько маленьких крынок с медом, связала мешки, взвалила на плечо и поехала в город, в надежде продать все это да купить мальчонке и себе какую-то обувку на осень и зиму.

Денег крестьянам практически не платили. В конце года каждый получал небольшое подспорье к семейному столу- несколько килограммов зерна. Крестьяне растили хлеб, но большая часть зерна шла государству, сами ели лепешки из картофельных очисток с отрубями, да то, что на своем огороде и в хозяйстве вырастили.

Ударников труда к празднику премировали буханкой хлеба и это было тогда самым дорогим подарком.

Картошку, лук, морковь и тыквы в тот день продала Фрося быстро, а вот к меду подходили, пробовали, приценивались, да не брали. Денег и у горожан было немного, предлагали сменять на платок и даже на полушубок, но Фрося хотела обувку.

Уже после обеда подошел к ней мужчина в шинели с обгоревшим лицом и руками, приценился к меду и купил одну из крынок.

Разговорились, оказалось, что был Михаил танкистом, воевал на Курской дуге, горел в танке, был отправлен санитарным поездом в тыл. Вот сегодня его выписали из госпиталя и комиссовали- обгорели у него руки сильно, лицо, грудь и часть спины. А куда теперь ему ехать, он и не знал. Пока лежал в госпитале, написал он домой, благо Брянскую область освободили от фашистов, долго ответа ждал.

На фронт его провожали мать, жена, беременная третьим, дочка 3-х лет и сынок 6 лет, а ответ он получил от соседки по деревне. Писала ему соседка, что всю его семью и других односельчан немцы расстреляли еще в 1941, а деревню пожгли. А она осталась жива, потому что с внуком в лесу на поляне коров в тот день пасла. А вечером пригнала небольшое стадо, а деревня-то уже догорает и куча расстрелянных тел на площади перед сельсоветом. Весь вечер и большую часть ночи они с внуком тогда хоронили односельчан в общей большой могиле, а рано утром увели стадо в лес подальше, потом прибились к партизанам. Деревни его уже не было совсем и куда ехать теперь он не знал.

- Поехали к нам в деревню, мужские руки, ой, как нужны, - сказала Ефросинья. – Председатель тебя в любой дом на квартиру поставит. Если ты танком управлял, значит и трактором, и комбайном сможешь. В 4 км от нашей деревни МТС есть. Там очень механик нужен. Может ты и справишься. А ожоги я тебе вылечу. Прополис, мед, алое помогут тебе твои ожоги залечить.

- Спасибо за приглашение, поеду, мне все равно теперь где жить и работать, - печально ответил Михаил.

Смогла тогда Фрося купить сыну ботиночки на вырост и валенки не новые, но еще крепкие. Сама в ту зиму опять в лаптях и обмотках проходила.

Вернулись в деревню они поздно вечером. Поели остывшей картошки с молоком. Ефросинья постелила ему на сеновале, мол, утром к председателю пойдешь он тебя на квартиру к какой-нибудь одинокой старухе поставит.

Но утром Михаил попросил председателя поставить его на квартиру к Ефросинье, мол, она ему ожоги вылечит. А на работу устроился в МТС механиком. Каждый день с работы и на работу по 4 км туда и обратно пешком ходил.

В тот вечер вынул он из своего вещмешка 2 каравая хлеба, 5 банок тушенки, маленькую пачку грузинского чаю и большой кусок сахару и сказал:

- Не гоните меня, я к вам на квартиру председателем поставлен. Буду помогать по дому и по хозяйству. А ты, Фрося, раз обещала- полечи мои ожоги, очень хочется мне не таким страшным быть, да чтобы на руках от работы кожа не лопалась.

- Хорошо, - сказала Анна. - Раз поставил председатель к нам- живи. Поможем, чем сможем. Только и ты уж постарайся нам помогать. Видишь- без мужика в доме 4 года уж живем.

В тот вечер срезала Фрося самый большой листок алое, размяла его с кусочком прополиса и долго мешала, чтобы растворилось все в соке алое, потом добавила меду и намазала Михаилу руки и лицо, завязала чистой тряпицей руки, а на лицо кусочки ткани наложила.

Спать его определили в горницу на кровать единственную в доме. Фрося с Коленькой спали на печке в кухне. А Анна спала на топчане возле печки.

Весь вечер что-то шила Анна при свете керосиновой лампы. А утром подала Михаилу сшитые вручную перчатки, которые сшила она ему из своей сатиновой черной юбки. Сшила она ему таких перчаток в последующие вечера 4 пары. В них он и работал.

Так и прожили они зиму. На МТС зарплату платили деньгами и как-то в субботу по ранней весне поехал Михаил в город и купил для Фроси сапожки кожаные армейские. Хоть и не красивые они были и грубоватые, как же она обрадовалась! Теперь ноги в сухости и в тепле будут! А еще купил он тогда 10 метров сурового полотна и леденец на палочке для Коли.

Не сразу, но сшила Анна ему пару рубах, кальсоны и на пару рубашечек Коленьке хватило, сами с Фросей ходили в том, что было- латано- перелатано.

На другой день решился Михаил позвать Фросю замуж. Согласилась она, и в тот вечер впервые пошли они в баню вместе, как супруги. А утром пошли в сельсовет и расписались. В начале 45 года родился в их семье сын Толик.

Жили они дружно, работали все вместе от темна и до темна, Михаил подремонтировал забор, хозяйственный двор, помогал Фросе заготавливать сено, ухаживал за скотиной, работал в огороде, ловил рои и качал мед.

Только опять недолгим было супружество для Фроси. Толику только исполнилось 3 года, как вдруг однажды не пришел Михаил домой. Метель была в тот день сильная, заплутал Миша, возвращаясь с работы и замерз. Нашли его только через месяц, когда снег подтаял, сидел он, прислонившись к дереву на опушке леса, ушел он в сторону километров на 6 от деревни.

После этого Фрося больше замуж не выходила. Растила сыновей, работала конюхом в колхозе до 60 лет. А после выхода на пенсию нянчила внуков, держала 2-х коз и 4-х овец. Стригла их, сама пряла пряжу и вязала пуховые платки, которые осенью ездила на рынок продавать.

Помогала старшему сыну растить внуков, но так хотелось ей внучку, только вот Толик не спешил жениться. А у Коли и Маши было 2 сына.

Коля после школы закончил сельскохозяйственный техникум, как ветеринар, Маша училась на зоотехника там же на 2 курса младше. Встречались, полюбили друг друга. Потом она доучивалась и ждала Колю из армии, писали друг другу письма почти каждый день. Отслужил Коля и женился на Маше. Колхоз им новый дом выделил, только дом тот был совсем не утепленный, а Маша уже ждала первенца. Ефросинья без слов их в своем доме поселила, помогала Маше нянчить сыночка. А когда дом утеплили, и молодая семья смогла в него переехать, без конца ходила к ним помогать. Очень надеялась Фрося, что второй ребенок у Коли и Маши девочкой будет, но нет- опять сынок родился. Любила внуков Ефросинья, как могла, баловала в меру, только все равно внучку хотела.

Когда Валя родила девочку, поехала Фрося в город, нашла роддом и написала Вале записку: «Спасибо, дочка, что мою давнишнюю мечту осуществила- внучку мне родила. Береги себя и девочку. Храни, Господь!»

Именно потому, что любимая бабушка заболела всерьез и возникла необходимость делать ей несколько раз в день уколы Саша решила, что обязательно станет врачом.

Но обо всем этом Вы узнаете по порядку.

Продолжение следует…..

Благодарю всех, кто прочел, отдельное спасибо за лайк и комментарий.

Всем солнечного настроения и прекрасного самочувствия, не смотря на дождливую погоду желает психолог Вера.

#Рассказы и истории #реальная история #судьба человека