В комментариях появился вопрос, на который получилась весьма увесистая статья:
Я уже писал о нехватке рабочих лиц в кино, ссылка будет ниже. Но ведь и вся индустрия нуждается в кадрах как никогда. На рынок выходят игроки коммерческого эшелона, кто зарабатывал съёмками мероприятий, чуть ли не свадеб. Всё потому что спрос большой. По моим прогнозам в ближайшее время должна произойти корректировка, но незначительная. Возможно, сначала пройдёт волна слияний он-лайн платформ, ибо их уже неприлично много на ограниченное население России и сопредельных государств. А уже потом пойдёт волна сокращения продюсерских и кинокомпаний.
Но это в будущем. Сегодня же запусков много, студий много, платформы соревнуются в эксклюзивности контента, телеканалы не хоят отпускать прикормленного зрителя, в общем, обычное рубилово в отдельно взятой индустрии. А где на всех работников найти?
Был уже подобный период сразу в начале 2010-х, когда российский сериальный мир восстал из пепла и пошёл выдавать на гора похлеще советских стахановцев. Эфир выпускал каждый день премьеру с редким затишьем в летний период. Вот тогда и начался бум кинопроизводства. Режиссёры смекнули, что снимать сериалы ни разу не зашквар, а вполне себе можно с каждого проекта по квартирке на окраине Москвы купить.
Продюсеры тут же ответили открытием кинокомпаний, подразделениями кинокомпаний, дроблением бизнеса, раздачей шансов почти забытым режиссёрам и актёрам. С увеличением производства сериалов на съёмочную площадку потянулись любители… нет, не кино, а подзаработать. В кино есть две темы – известность или бабло. Вот так прямолинейно. Но за известностью идут актёры и режиссёры, а за всем остальным продюсеры. Но есть на площадке люди, которые работают за идею.
Я пришёл на один проект, где администраторы менялись каждую неделю. Я был четвёртым и последним. Так мне рассказали, кто был до меня:
Первый парень вообще из массовки. Услышал, что запускается проект, расписал себя как чудо специалиста, облажался и сбежал. Ему на смену взяли первого попавшегося знакомого тёщи брата жены гримёра от третьего брака. По слухам, вроде парень что-то понимает в работе площадки. Но тот оказался не то что ноль в профессии, так ещё и уставал после первого часа работы и был невосприимчив к приказам. То есть гордый незнайка субтильного телосложения.
Администратор площадки это человек, который на её родимую приезжает первым, уезжает последним, а перед следующей сменой ещё и проверяет следующую. Съёмочный график предполагает выходной день после каждых шести рабочих. Смена это двенадцать часов. И админ на площадке находится все четырнадцать, плюс выходного у него нет, потому что надо готовиться к следующей шестидневке и пройти ножками следующие в графике локации. Я за тот проект спал по 2-3 часа в сутки.
Третий администратор, что был передо мной, вроде справлялся на месте, но косячил страшно с документацией. А у меня закалка советская, меня учили лучше пропустить обед, чем не получить чек или справку о потраченных деньгах либо не заполнить рабочий график. Тут от всех прилетит – от продюсера за несоблюдение финансовой дисциплины и от группы за недостаточный учёт их времени работы. А на площадке половина персонала работает сдельно!
Если посмотреть со стороны, то можно подумать, что администратор площадки мальчик на побегушках. На самом же деле админ это основа порядка и залог спокойной работы. Вот перечень работ администратора съёмочной группы:
Согласовать с локейшен менеджером (это тот, кто находит локацию для съёмки) все нюансы по расстановке каравана, посмотреть где именно будет проходить сама съёмка, а где поставить палатки служб, буфет и генератор, чтобы шумом не мешал ни звукорежиссёру, ни окружающим. Всё это делается накануне.
В день съёмки приехать на площадку первым, по пути разлипая сонные глаза седьмым стаканом кофе. Увидеть первые машины каравана, разбудить водителей и найти в сонном горле командный тон, объяснить, что вагончик надо переставить под свой план, а не «какая разница». Дождаться весь остальной транспорт, расставить караван, отметить время прибытия каждого водителя – у них сдельная оплата. В сотый раз произнести фразу: «Время до указанного в вызывном листе в зачёт не пойдёт!»
Встретить группу, и зафиксировать в табеле, кто, во сколько прибыл на площадку. Раздать всем рации и записать серийные номера, чтобы не потерялись. Дать команду рабочим поставить палатки, урны, оборудовать курилку, потом проверить и заставить всё переставить.
Попросить осветителей запустить генератор и подключить буфет. Узнать, что у генератора не та мощность, а у бригадира осветителей нет допуска нужного уровня для подключения к местной линии, доложить директору. Пока директор и исполнительный продюсер топчут честь и достоинство бригадира осветителей, решить вопрос с местным электриком – пообещать автограф известной актрисы – получить доступ к местным электросетям.
Встретить массовку, дать указаниям бригадиру, где его людям можно сидеть, где лежать, где не мусорить и на какие бутерброды рот не раскрывать. Пафосно доказать, что кофе из Пятёрочки это не чернозём, а забота о людях. Запретить даже коситься в сторону буфета группы.
Раздать интернет, чтобы кастинг директор смогла скачать из облака разрезки – сцены с диалогами, которые сегодня снимаются. Ущемить самолюбие кастинг-директора рассказом о существовании флешек и памяти в телефоне. Обнаружить, что нет бумаги. Послать рабочего за бумагой в местный магазин. Почесать своё ущемлённое самолюбие и плюнуть в спину кастинг-директору, который уже бежит встречать известную актрису без разрезки. Увидеть бумагу на месте, где сидел кастинг-директор. Распечатать разрезки. Позвонить рабочему, чтобы не покупал бумагу, узнать, что он едет в электричке в знакомый ему магазин канцтоваров в соседней деревне, где у него есть кэшбек. Наорать на рабочего, пожелать, чтобы он только на кэшбек всю жизнь жил. Отдать кастинг директору разрезки и взять клятвенное обещание добыть автограф известной актрисы для местного электрика. Встретить запыхавшегося рабочего без бумаги, отправить носить в буфет воду вёдрами, сушки коробками, чай мешками, сахар в ложечке. Отомстить за электричку, короче.
Занять осветителям свой удлинитель, потому что они не взяли достаточно своих. Услышать возмущённый крик известной актрисы. Выслушать истерику, что в её кулере плавает пылинка. Отправить рабочего с чистой водой к актрисе. Выслушать от актрисы возмущение, что к ней пришёл потный мужик с бочкой и запахом электрички, а не розовый единорог с кувшинчиком. Обласкать актрису комплиментами, самому поменять воду в кулере. Заверить, что вода не просто чистая, а целебная, собранная из слёз девственниц, успеть убежать из её вагончика. Напомнить кастинг-директору об автографе и запретить использовать моё имя в общении с актрисой.
Во время съёмки выставлять перекрытие, чтобы чужие не попадали в кадр. Выслушивать от прохожих мнение обо всём российском кинематографе за то, что им не дают влезть в кадр с сотым вопросом «А чё вы тут снимаете?» Гонять бригадира массовки за то, что его люди бесцеремонно таскают копчёную стерлядь из актёрского буфета, пока администрация стоит на перекрытии.
Встретить обед, поставить столы, стулья, лавки, пуфики, накормить группу. Убедить массовку, что супа им хватит – припомнить копчёную стерлядь. После обеда разогнать котов, ворон и бомжей, слетевшихся на объедки. Выслушать ругань жильцов соседних домов о выхлопе генератора в их форточки, попытаться донести до жильцов мысль, что запаха нет – это всё психосоматика. Незнакомые слова делают магию.
Узнать у локейшена о месте съёмок на следующий день, выслушать предварительный рассказ об особенностях локации. Узнать у второго режиссёра или у его зама по планированию, что снимаем на следующий день и распечатать вызывные листы. Согласовать с директором площадки, какой будет на следующий день транспорт. Услышать, что в вызывные листы вставили не те сцены, перепечатать вызывные, пожалеть, что утром вернул рабочего без бумаги. Раздать всем вызывные листы на следующий день.
Собрать рации, не досчитаться одной, остальные поставить на зарядку. Найти потерянную рацию в корзине с грязными носками в мусоре от костюмеров. Зафиксировать, кто и во сколько покидает площадку – сдельная оплата! Навести порядок, собрать палатки, мусор отправить с рабочими на свалку. Вспомнить, что не взял автограф у знаменитой актрисы для местного электрика. Зайти в уже пустой вагончик актрисы, накалякать на листе разрезки что-то похожее на автограф, вручить местному электрику, как можно искреннее умилиться его щенячьей радости.
Пройти всю площадку, заглянуть в каждый непредсказуемый угол, найти забытый объектив в сто тысяч рублей залоговой стоимости, пару забытых осветителями проводов и вспомнить, что они не отдали удлинитель, зло усмехнуться, прокрутить в голове варианты мести. Обнаружить куртку кого-то из массовки с пятнами от стерляди, выпавшие из кармана ключи от квартиры известного актёра и шарф исполнительного продюсера. Заказать машину и отправить ключи известному актёру. По телефону заверить известного актёра, что таксист не сделает дубликат его ключей, и вообще я всех водителей этого таксопарка лично знаю и родственников их в Таджикистане. Помечтать под истерику, как бы на шарфике исполнительного продюсера висел этот тревожный актёр-растеряха, болтая ножками. Прогнать дурацкие мысли, отключить вызов и только после этого посмеяться. Позвонить кастинг-директору и потребовать коньяк за пережитое. Для уверенности пообещать, что разопьём вместе.
В одиночестве поехать на ту локацию, которая будет завтра. Понять, что локейшен рассказывал совсем о другом месте, пройти площадку ногами, поменять все планы по расстановке каравана. Вызвать такси, попытаться не уснуть по пути домой. Дома попытаться уснуть, а не думать поставили ли на зарядку рацию из корзины с носками.
Если кто-то соглашается на подобную работу без моральной подготовки – уже труп. Если решился прийти на такую работу без знаний, проживёт час-другой. И самое интересное, что такой работе в техникуме не учат, профильных курсов не организуют, институты факультетов не открывают. А хороший администратор это всё, чем живёт, дышит, питается и много чего ещё делает вся съёмочная группа.
Был у нас такой случай, когда продюсеру не понравилась работа администратора. Он его просто не видел. На что Админ спросил:
«А что есть проблемы?»
Продюсер ответил, что пока проблем нет. В ответ снова получил дерзкую реплику:
«Вот потому вы меня и не видите»
Продюсер такого хамства от какого-то администратора стерпеть не мог и уволил. На замену взял двух зелёных, отработавших рабочими пару проектов пацанчиков. Ребята суетились, носились по площадке, лбами сталкивались – всё, чего хотел продюсер. А в конце смены оба поехали на своей машине домой, по дороге от усталости потеряли бдительность и влетели под большегруз на встречке. Оба в труху без шансов на воскрешение. Зато продюсер целую смену наблюдал движуху.
А был и другой случай, когда молодой, но уже опытный админ командовал площадкой круче прапорщика советской армии. Чётко обозначил приоритеты: «Куда камера направлена, там и командуйте, а здесь я за вас отвечаю». И вставлял за косяки пистоны не взирая кто перед ним – режиссёр-постановщик, второй режиссёр, исполнительный и, даже, на генерального продюсера наорал. В лицо не знал, просто. Так за порядок на площадке и чёткость работы уже через два года с тем генеральным продюсером работал линейным. А это зарплата втрое выше!
Я к тому, что есть в кино профессии, да те же продюсеры, которые болеют своим делом, что не спят, не едят, кино снимают и от этого только радостнее становятся. А есть такие, что суету наводят, не понимают что делают и ложатся в нелепой ситуации под КАМАЗ. И найти таких больных на всю голову за весьма средние зарплаты – университетов таких ещё не создали. В кино приходят и остаются только те, кто в него влюблён и готов жертвовать какими-то мещанскими благами. Естественно, что подобных людей нет в таком количестве, чтобы закрыть потребности на площадке. Вот и возникает дефицит кадров.
Вот тут я писал о дефиците актёров: