Найти тему
Сьеджин

Нехватка рабочих лиц тормозит российский кинематограф

Вот такой неожиданной стороной поворачивается развитие. Я по воскресеньям публикую список фильмов и сериалов, вошедших в съёмочный период. Лето – самая активная пора в киносъёмочном процессе. Всем хочется работать в комфорте. И в этом году количество запусков стало рекордным – по 12–15 проектов каждую неделю. Спад заметен только на этой неделе, но беспокоиться не стоит. Осенью и зимой тоже снимается кино и сериалы, только меньше. Разбегутся продюсеры по павильонам и продолжат снимать. Но в этой медовой новости обнаружилось всё прибывающее количество дёгтя…

На одной съёмке я в качестве исполнительного продюсера разговаривал с режиссёром. Плётка в руке просто оказалась случайно. Но выглядит как воспитание режиссёра продюсером. Вполне в тему статьи - фото из личного архива автора.
На одной съёмке я в качестве исполнительного продюсера разговаривал с режиссёром. Плётка в руке просто оказалась случайно. Но выглядит как воспитание режиссёра продюсером. Вполне в тему статьи - фото из личного архива автора.

Стоило мне вырваться из-за стола и начать обсуждать свои проекты с коллегами, как пришлось надевать жилетку и выслушивать продюсерские страдания. Вот одно из них (непечатные слова заменены):

– Провели первые пробы, подписали актёров на вторые роли*. После первых проб, назначаем дату парных проб. У меня заслуженный артист РФ жертвует репетицией в антрепризе и приезжает на студию за пятнадцать минут до назначенного времени. А эта «потерявшая девственность собака» ночью присылает в мессенджере короткое сообщение: «Извините, я подписалась на другой проект, успехов вам в съёмках». И как её после этого назвать? Никакого уважения к партнёрам, к режиссёру, да и моя гордость задета. В чёрный список, в бан, закопать и не выпускать на экраны!

* Здесь дам пару пояснений: вторые роли это не эпизоды, как многие думают, а персонажи, которые весь фильм или сериал будут присутствовать в истории. Только сама история крутится не вокруг них, а вокруг главных персонажей. То есть персонаж важен и подписывается на весь проект. Ещё это называется ролью второго плана и в титрах всегда присутствует в начале фильма, сразу за именами исполнителей главных ролей.

Договоры с актёрами подписываются не сразу. Договор надо согласовать с самим актёром или с его агентом, согласовать рабочий график, съёмочные дни и, естественно, гонорар. Поэтому с момента согласования актёра между режиссёром и продюсером может пройти от пары дней до недели, пока договор не будет заключен. За это время многие актёры, получив более выгодный гонорар или более объёмную роль, могут слиться в последний момент. И такое в этом году стало происходить сплошь и рядом.

Момент остановки съёмок - фото из личного архива автора.
Момент остановки съёмок - фото из личного архива автора.

Как я понимаю продюсеров! Только за прошедшую неделю подобных случаем рассказали четыре штуки. И ещё пару вообще вопиющих, когда исполнители главной роли сливались за неделю до запуска. А это удар по проекту под дых – сразу на носилки и в стоп. Без выбранного главного героя снимать невозможно. Убытки для продюсера происходят ещё не приступая к съёмкам. В одном проекте, правда, был запасной вариант, только пришлось отвалить на 20% больший гонорар. А второй проект отложили до следующего года.

Выжимая продюсерские слёзы из жилетки, я понял, что происходит. Слишком большое количество запущенных проектов одновременно, а снимать в итоге некого. У нас актёров в своё время было в переизбытке. Дипломированные ребята с хорошими данными были вынуждены играть пару фраз из толпы массовки, растрачивая полученные в институте навыки за три копейки. А сейчас ситуация изменилась в корне. Теперь не актёры бегают за режиссёрами и продюсерами, а продюсеры вынуждены умолять актёров не сбегать с проекта, если конкурент предлагает подписать договор на пару часов раньше. В своё время Дмитрий Нагиев честно на всю страну заявил о своей вездесущности:

«Пока карта идёт, буду рубить бабло»

А человек так устроен, что копирует поведение успешных. Долго сидевшие на воде с засохшим хлебом актёры, дорвавшись до востребованности, начали отрабатывать приёмы выкручивания ручек продюсерам. Закономерный процесс.

Съёмочный процесс - фото из личного архива автора.
Съёмочный процесс - фото из личного архива автора.

Продюсеры сейчас резко вспомнили о человеческих отношениях, об уважении к режиссёрам и заслуженным актёрам. Только толку? Кино сейчас – индустрия в первую очередь. К совести и профессиональной этике взывать нелепо. Если ты рассчитываешь собственную прибыль, грех жаловаться на то, что сами и породили. Тёрок между продюсерами и представителями творческих профессий настолько много, что можно выпускать по книге в день. В своё время от продюсеров терпели и сценаристы, и режиссёры, и художники-постановщики и актёры в том числе.

С другой стороны нельзя всё спихивать на алчный продюсерский цех. Кино такая штука, где пересекаются и работают в единой связке коммерческое начало и творческое воплощение. Идеальный продюсер всегда найдёт всем удобный компромисс. Опытные актёры сразу, ещё на уровне чтения сценария выскажутся, насколько для них проект будет приоритетным. Все точки над «i» будут расставлены заранее. Для того договоры и существуют.

Ну и устные договорённости не последнее. Сейчас вообще с творческими единицами ввели привязку к студии или кинокомпании. Поэтому в сериалах и фильмах одного продюсера играют одни и те же актёры – стабильность в обмен на работу. Сидевшие ранее без фильмов и спектаклей актёры вырвались на свободу. Ими движет желание восполнить упущенное, урвать доступное. Тоже не человеческое поведение. И тут о воспитании нужно помнить.

Момент съёмочного процесса - фото из личного архива автора.
Момент съёмочного процесса - фото из личного архива автора.

Я своим ученикам на занятиях много говорю о взаимодействии с продюсерами. И всегда советую:

«Если согласился, доведи проект до конца. Даже, если тебя замучают правками, будут безумные идеи и противоречия. Переключайся в режим ангельского терпения, обсуждай, доказывай свою точку зрения, манипулируй, но доводи всегда проект до завершения. Потому что у тебя появится ещё один фильм в фильмографии, а у продюсера о тебе останется хорошее мнение. Тебя, если не позовут на новый проект, то точно не обругают в присутствии коллег».

Это хорошо, что в российском кино произошёл такой фантастический скачок. Не только самолётами и сельским хозяйством с нефтью и газом экономику восстанавливать. Только у промышленности дефицит рабочих рук, а в кино дефицит рабочих лиц. И каждый хочет продать свой инструмент дороже. Так и живём.