В настоящее время 21 бывшая атомная подводная лодка Королевского флота ожидает утилизации, 7 в Росайте и 14 в Девонпорте.
Как выглядит процесс утилизации?
Лодка официально выводится из эксплуатации в ходе специальной церемонии в честь окончания её службы. Большая часть команды покидает лодку, и она передается Babcock - компании, предоставляющей услуги в области аэрокосмической, оборонной и ядерной инженерии. Лодка внутри частично разбирается, внутренние приспособления и арматура удаляются вместе со всеми секретными системами и устройствами, которые могут быть повторно использованы на других лодках. Легковоспламеняющиеся материалы удаляются вместе с рулями (и в некоторых случаях движителями), в то время как корпус проходит обработку, помогающую сохранить его срок службы.
Во время фазы подготовки к консервации на борту около 2 лет остается небольшая вахта Королевского флота (RN), которая оказывает поддержку гражданским подрядчикам, пока судно готовится к хранению, чтобы контролировать реактор, управлять вспомогательными и бытовыми системами до тех пор, пока их можно будет безопасно полностью демонтировать. Когда разборка закончена и больше не требуется персонал на борту, лодку отбуксируют в бассейн для хранения.
В ожидании демонтажа списанные подводные лодки хранятся на плаву в бассейне на верфи. У всех 7 подводных лодок в Росайте были удалены ядерные топливные элементы, но из 14 в Девонпорте 10 все еще заправлены. Это связано с тем, что в 2003 году объекты для выгрузки топлива были признаны недостаточно безопасными, чтобы соответствовать современным стандартам, и процесс был остановлен. На подводных лодках, у которых не было удалено топливо, первый контур реактора подвергается химической обработке, чтобы гарантировать его инертность, а также установлено дополнительное оборудование для радиационного контроля.
Помимо регулярного мониторинга, раз в 15 лет каждая из них должна ставиться в сухой док на период обследования и докования (SADP), который включает в себя осмотр корпуса и работы по консервации.
При нынешних темпах утилизации среднестатистический остов проведет на плаву в бассейне около 40 лет.
40 лет, Карл!
Почему же так долго? А потому, что всегда есть более неотложные приоритеты для расходов на оборону, и проект по демонтажу постоянно откладывается. Но начинка этих мёртвых корпусов остаётся настолько опасной, что на поддержание их в безопасном состоянии тратится столько средств, что их размер сравним с затратами на окончательную утилизацию. Получается замкнутый порочный круг.
Расходы на хранение на плаву и обслуживание списанных лодок растут — в настоящее время они обходятся примерно в 30 млн фунтов стерлингов в год. Общая стоимость утилизации составит не менее 3 млрд фунтов стерлингов за 25 лет и продолжится до 2040-х годов.
Но в последние годы процесс наконец-то пошёл.
Команда из примерно 150 человек работает на объекте в ходе двухэтапного процесса удаления радиоактивных отходов. Они делятся на низкоактивные отходы (LLW) и хранятся в Селлафилде в бетонных хранилищах. Корпуса реакторов высокого давления (RPV), снятые с подводных лодок, классифицируются как ILW (среднеактивные отходы) и будут временно храниться в специально построенных над землей зданиях. В конечном итоге они будут перемещены в постоянное подземное хранилище (GDF), но сменявшие друг друга правительства не смогли договориться о месте для GDF, которое должно быть построено в 2040-х годах.
Работы на первом этапе обычно занимают около 18 месяцев на одну лодку, и к концу 2021 года на проекте было отработано 600 000 человеко-часов без каких-либо аварий или экологических инцидентов.
Когда лодка готова ко второму этапу, её возвращают в сухой док, и начинается удаление ILW. Затем можно снять трубопроводы первичного контура и насосы охлаждающей жидкости. Крышка корпуса реактора, который обозначен RPV классифицируется как LLW и снимается отдельно, а на ее место устанавливается временная головка. Первичный защитный бак (PST), который окружает RPV, должен быть освобождён от опасных жидкостей, прежде чем RPV будет прикреплен к подъемной люльке. Затем RPV поднимают и помещают в специальный контейнер, готовый на дне дока. После того, как RPV запечатан в контейнере, его поднимают на транспортер для вывоза. Оставшиеся части PST также снимают и разрезают на приемлемые размеры. Все жидкости и материалы, удаленные в ходе процесса, должны быть отсортированы, разделены, уменьшены в размере, если необходимо, и упакованы в соответствующие контейнеры, готовые к хранению или переработке.
Только около 1% каждой подводной лодки — это более опасные радиоактивные отходы ILW. Около 4% — это отходы LLW, а 5% — нерадиоактивные опасные отходы - асбест и т.п. Остальные 90% — это в основном сталь, которую можно продать на переработку. (В зависимости от класса лодки, от 3000 до 7000 тонн). Нерадиоактивный корпус будет либо отбуксирован на обычный судоразделочный завод в Великобритании, либо, возможно, разобран на верфях. В 2020 году стоимость подготовки SSN к буксировке и самой буксировки оценивалась примерно в 2 млн фунтов стерлингов, а стоимость металлолома — примерно в ту же сумму. Подводные лодки, как известно, трудно буксировать, даже с экипажем и рабочим рулевым механизмом. Сейчас в Великобритании очень мало занимаются разборкой судов (большинство бывших британских военных кораблей разбирают в Турции).
Зачастую британский подход к техническим проблемам несколько отличается от общепринятого, да если вы обращали внимание, даже внешний вид сухопутной, авиационной или морской английской техники достаточно своеобразен.
Вот и тут - демонтажем реакторов занимаются только они (на данный момент). Другие страны используют гораздо более простой процесс и вырезают весь реакторный отсек из подводной лодки и перевозят его в структурно завершенном виде для захоронения в наземных хранилищах. США успешно утилизировали более 130 атомных кораблей и подводных лодок с 1980-х годов. В России утилизировали более 190 лодок советской эпохи (с некоторой международной помощью) с 1990-х годов, и даже Франция уже утилизировала 3 лодки из своего гораздо меньшего количества.
...........................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 1
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 2
Журнал о моряках и флоте с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 3
Журнал о море и моряках с 80 000 подписчиков. Оглавление, часть 4