Найти тему

Истаравшан: от Кирополя до Ура-Тюбе.

Один из древнейших городов Таджикистана, Истаравшан раскинулся у подножия двух холмов, которые словно ветви дерева обхватили город. Западный холм назывался Тал, а восточный холм назывался Муг. "Почему Муг?"-спросите вы. А я отвечу: "Муги или маги - домусульманские жрецы зороастризма". Еще со II-VI в.до н. э. северо-восточные холмы Истаравшана являлись убежищем Мугов и местом поклонения зороастрийцев. И мы направляемся на холм Муг-тепа,чтобы посмотреть на реконструкцию крепостных стен Кира Великого,протяженностью 600 метров, культовое сооружение древних зороастрийцев, дворец правителей и амфитеатр на 5100 зрителей.

Мне, как всегда, любопытно заглянуть в прошлое древнего города.

В VI веке до н. э. через горные перевалы в плодородную Ферганскую долину устремились войска персидского царя Кира (Куруша) II Великого. В результате победного шествия горячих персидских парней Согдиана и Бактрия были завоеваны. Для укрепления северо-восточных границ империи царь Кир возвёл 7 пограничных крепостей, вокруг которых впоследствии возникали города. И, если основателем Худжанда считается Александр Македонский, то основателем Истаравшана - "царь царей" Кир Великий. Холм на плато, лежавший на пути из Ферганы к Зеравшану, показался воинственному правителю удобным местом для возведения крепости. Персы выстроили на холме мощную пограничную твердыню Курушкада, названную в честь царя. Она известна в античных греческих источниках как Кирополь. Город опоясывали три ряда зубчатых стен и башен. Главные ворота защищал укрепленный портал, украшенный куполами. В крепости находился сильный гарнизон.

К тому времени, когда Александр Македонский пришел в Среднюю Азию (IV в. до н. э.), Курушкада была уже большим, хорошо укрепленным городом. Жители Кирополя оказали ожесточенное сопротивление войскам Александра Македонского. В его обороне приняли участие 18 тысяч человек. Македонский подтянул к городу много войск. Захватчики ввели в действие стенобитные машины. Но и они не помогали. С высоты Муга на головы пришельцев сыпался град камней и летели стрелы. Именно здесь, у стен города, Александр Македонский, прошедший невредимым всю Персию, впервые получает ранение. Только хитростью удалось воинам Александра Македонского небольшим отрядом проникнуть по сухому руслу реки и открыть ворота.

-2

На холме Муг-Теппа были воссозданы из руин зубчатые стены крепости Кира Великого. И мы поднимаемся на холм,чтобы сверху посмотреть на город Истаравшан. Дорогу, ведущую ко входу в цитадель, охраняют бронзовые фигуры древних воинов.

-3

На стене - барельеф со сценами штурма крепости войсками Александра Македонского.

-4
-5

Внутри крепости реставраторы попытались создать музей под открытым небом. Восстановили храм огнепоклонников-зороастрийцев в память о храме 5 в.до н.э.

-6

Влияние эллинистической культуры, привнесенной греками, выразилось в сооружении открытого амфитеатра на 5100 зрителей.

-7

В центре крепостного пространства возведено круглое здание с балюстрадой на втором этаже. Видимо, подражание резиденции правителя. Местные правители носили титул «афшин». Они царствовали тут до арабского завоевания на рубеже VIII-IX веков и правили государством с красивым названием Уструшана.

-8

Конечно,можно сомневаться в исторической ценности реконструкции,но туристы с удовольствием могут походить по стенам крепости,зайти в исторический музей. Среди артефактов – хорошо сохранившиеся мечи и кинжалы, бытовые предметы, расписная керамическая посуда.

-9
Истаравшан издавна славился своими лепными глиняными игрушками-свистульками - "уштак", выполненными в виде сказочных птичек,лошадок и дракончиков. Маленькие свистульки очаровательно примитивны.
Истаравшан издавна славился своими лепными глиняными игрушками-свистульками - "уштак", выполненными в виде сказочных птичек,лошадок и дракончиков. Маленькие свистульки очаровательно примитивны.

В VIII — IX вв. Средняя Азия подпала под власть Арабского Халифата. Войска халифата грабили города, жгли «идолов», уничтожали сюжетные изображения как чуждые догмам ислама. Подчинение было поверхностным, уструшанцы только выплачивали условную дань. Фактически Уструшана оставалась независимой и сохраняла свою религию, не приняв ислам.

В 893 году Уструшана как отдельное владение была ликвидирована Саманидами и включена в состав их державы. Город стремительно развивался в IX — X вв. во времена правления династии Саманидов. Ее представители считаются прародителями таджиков.

В XIII столетии укрепленный город пал под натиском войск Чингисхана, разрушившим его до основания.

Однако город заново расцвел в XV в. во времена империи Тимуридов и стал называться Ура-Тюбе. В конце XV века город находился под властью тимуридского правителя Султана Махмудхана. В его ярлыке, датированном 1449 г., Ура-Тюбе назван «Уротеппа». И мы направляемся к едва ли не единственной в Таджикистане постройке империи Тимуридов-мечети-медресе «Кок-Гумбаз» («Голубой купол»). Мусульманская святыня была возведена в XVI веке по приказу султана Абдулатифа, сына знаменитого правителя, астронома и математика Улугбека. По легенде о строительстве мечети, Абдулатиф, поссорившись с отцом, покинул родительский дом и нанялся на работу к старику-дехканину рыть арык для орошения участка его земли. За эту работу он должен был получить 100 тенге. Отец нашел сына, забрал у дехканина деньги, честно заработанные сыном, прибавил к ним свои и и приказал потратить их на благое дело в ознаменование примирения. Если поверить легенде,то зря Улугбек отыскал своего сына. Примирение не состоялось, мальчик оказался злопамятным и убил своего отца. Но мечеть была все же построена.

-11

Рухнувший в конце XIX веке купол, был заново восстановлен мастерами в ходе многочисленных реставраций.

Мечеть Султана Абдуллатифа (Кок-Гумбаз) в Истаравшане XVIв
Мечеть Султана Абдуллатифа (Кок-Гумбаз) в Истаравшане XVIв
-13

Пятничная мечеть стала идеологическим центром города. В XVII в. аркада вокруг мечети была заменена кельями-худжрами и комплекс стал функционировать как медресе. Школа оказалась крайне востребованной - она продолжала работать, даже три столетия спустя, в конце XIX века, тут обучались 44 студента и преподавали 8 учителей. Внутри мечети-медресе реставрации не было,то ли денег не хватило,то ли решили оставить так,как есть- для особо интересующихся стариной туристов.

-14
-15

В XVI в. Ура-Тюбе потерял свою значимость, поскольку образовалось государство Шейбанидов. Его столицей стал город Бухара.

В XVIII в. наступает следующий этап развития города. Во второй половине XVIII в. Ура-Тюбинское владение усиливается и приобретает независимость. Во главе его становятся хакимы из узбекского племени юз. Именно в это время были укреплены цитадель и стены крепости, реставрированы старые и возведены новые фортификационные сооружения, способные выдержать атаки многочисленных кочевых тюрко–монгольских племен, которые беспрерывно атаковали город. Времена правления Рустамбека в 1849-1858, считались «золотым» временем- временем процветания города. Не все монументальные постройки города дошли до нашего времени. К несохранившимся архитектурным страницам древнего города можно отнести медресе Рустамбека, разрушенное в 1930-х гг.

г. Ура-Тюбе. Медресе Рустамбека
г. Ура-Тюбе. Медресе Рустамбека

Городская территория занимала в то время 527 гектаров, на которых располагались древняя цитадель, мечети, медресе, шесть бань, много чайхан.

А мы пойдем смотреть архитектурный комплекс «Хазрати Шох» ("Святой царь"). Где, в каком городе и городке страны нет теперь новостроек? Не отстал и Ура-Тюбе. В результате комплекс оказался зажат между домами.

-17
-18

На стене пятиэтажки полуосыпавшаяся мозаика с изображением мечети. Совсем непривлекательно для туристов.

-19

Зелёный купол центрального мавзолея святого Хазрати Шоха- родственника самого пророка Мухаммеда. Новодел,но самый почитаемый. Хотя, согласно ранним исламским воззрениям, над могилой правоверного мусульманина не должно было быть каких-либо сооружений, и даже пророк Мухаммад завещал похоронить себя в том месте, где он умрёт, без возведения надмогильного памятника. Строительство мавзолеев связано с сохранившимися в народе ритуалами древних религий, культивировавших постройки храмов огня, различного рода святилищ.

-20

Мечеть,теснимая многоэтажкой. 28 колонн, на которые опирается потолок айвана, украшены резьбой по дереву.

-21

После молитвы вблизи мавзолея и мечети начинались всенародные гуляния, сопровождаемые праздничной торговлей, угощением в чайханах, боями петухов, баранов, перепёлок, скачками, выступлением канатоходцев и поединками борцов.

Минарет красивый,слов нет.Так строили в домонгольской Средней Азии. Но это новодел,построен в 2002г. с надписью Сомони 2500 (имеется ввиду возраст города)

-22

В целом,мне комплекс не понравился. Нет гармонии. Жилые высокие здания, возвышающиеся над комплексом отвлекают, портят исторический вид достопримечательности. А у жителей близлежащих домов могут возникнуть вопросы по поводу азана ранним утром.

Ну,а мы продолжим исторический экскурс по Ура-Тюбе. В начале XIX в. Ура-Тюбинское владение теряет ряд территорий и становится постоянным яблоком раздора между Бухарским и Кокандским ханствами. Династическая борьба, происходившая внутри узбекского племени юз, владевшего Ура-Тюбе, облегчала захват территории соседними ханствами. За период с начала XIX в. до присоединения к России в октябре 1866 г. в Ура-Тюбе сменилось 17 правителей, некоторые из которых управляли не более недели. За этот период на г. Ура-Тюбе было совершено около пятидесяти походов, сопровождавшихся грабежами и угоном населения. Бесконечные войны и феодальные усобицы привели к упадку сельского хозяйства, ремесла и торговли. Численность населения сократилась со 100 тыс. до 36,6 тыс. В результате к середине XIX в. Ура-Тюбе был одним из самых разоренных районов Средней Азии.

Пока эмир Бухарский и хан Кокандский отвоевывали друг у друга территории, в игру восточных престолов вступил северный царь Александр III. Царская Россия преследовала свои давние геополитические и геостратегические цели: не допустить в этот регион Англию, которая, находясь в Афганистане и Индии и мечтала взять под свой контроль страны Центральной Азии. Началась реализация грандиозного плана Российской империи по покорению всех трех среднеазиатских государств: Кокандского и Хивинского ханств и Бухарского эмирата.

В 1865 году русские войска заняли город Ташкент. В 1866 году в Ура-Тюбе направились войска экспедиционного корпуса Российской империи. 6 тыс. солдат пехоты, 5 сотен казаков, с 28 орудиям и обозом в 600 арб и 800 верблюдов. Город на тот момент представлял собой главную опору владычества эмира бухарского в долине Сыр-Дарьи. На рассвете войска пошли на штурм. Но они встретили ожесточенное сопротивление. Все жители города встали на его защиту, проявив мужество и стойкость. Однако силы были не равны. Царские войска, подвергнув город обстрелу из пушек, захватили город. При штурме города погибло более двух тысяч жителей, но и царские войска понесли значительные потери. Ура-Тюбе был захвачен. Командовавший штурмом генерал Романовский сообщал царю, что осада городских укреплений длилась 8 суток, гарнизон оказал упорное сопротивление, многие местные жители погибли.

Георгиевские кавалеры за взятие Ура-Тюбе
Георгиевские кавалеры за взятие Ура-Тюбе

Вторая половина XIX века в истории Уротеппа характеризуется установлением царской власти в Средней Азии. Был положен конец междуусобным феодальным войнам. Северные районы Таджикистана перестали быть «яблоком раздора» между Бухарским эмиратом и Кокандским ханством.

Теперь в цитадели Ура-Тюбе разместился русский гарнизон, а небольшая слободка расположилась внизу. В 1886 году в «гузари урус» жили всего 11 человек, в том числе священник, купец, станционный смотритель и несколько военных. В 1934 году там проживали уже 52 русских семьи.

-24

Из всех земель, занятых русскими войсками, было образовано Туркестанское генерал-губернаторство, во главе которого был поставлен генерал-адъютант Константин Петрович фон Кауфман. Туркестан,как часть России, получил все блага, которые имели жители Империи. Россия подарила народам Центральной Азии автономию и регион стал состоять из пяти союзных республик, в которых русские ученые и рабочие развивали науку, образование, медицину, культуру, строили дороги и новые предприятия. 70-летний период дружбы народов вспоминают как настоящий потерянный рай. Новый-то так пока нигде и не построен.

А мы прощаемся с городом,который по тюркоязычной традиции назывался Ура-Тюбе, а в 2000 г.  был переименован на ираноязычный манер в Истаравшан. И еще раз посмотрим с высоты горы Муг на плотно прилегающие друг к другу дворы и жилые дома,которые теснятся перед подножием. Здесь история идёт себе да идёт неспеша, как навьюченный ослик по перевалу.

-25