Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Николай Чупиро. Рассказы о советской авиации. (Часть 14, 15)

Оглавление

Александр Соханский

Предыдущая часть: https://dzen.ru/a/Zw6r5XbQll-zAqfV

14. О Д И С С Е Я   С Е Р Ж А Н Т А   И Л Ь И Н А

««Однажды на встрече ветеранов – планеристов 208-го и 209-го гвардейских буксировочных авиационных полков ВДВ к генерал–лейтенанту Б.А.Бредихину подошел молодой журналист и попросил назвать планериста, совершившего несколько десятков полетов в тыл врага. В ответ прозвучало, что самый результативный летчик Михаил Ильин совершил пять полетов на партизанский аэродром  Белоруссии в 1943–1944 году.
       Михаил Ильин очень хотел стать летчиком. В 1940 году он поступил в Балашовское военное авиационное училище, где готовили пилотов на самолетах–разведчиках Р -5. Курсанты прошли теоретическую подготовку и в апреле 1941 года должны были начать летать. К несчастью, ангар, в котором находились самолеты, в начале месяца сгорел. Учить курсантов стало не на чем и их отправили в Саратов.
       В Саратовской авиационной школе Михаил прикрепил к гимнастерке петлицы с тремя рубиновыми треугольниками и получил свидетельство военного авиатора, только не летчика, а пилота–ночника тяжелого десантного планера. Так в марте 1943 года началась его военная одиссея.

       Попал он в экипаж старшего лейтенанта Чубукова, который летал на планере КЦ–20. Этот планер прибыл в часть в конце 1942 года из глубокого тыла. Его изготовил завод № 241, который находился в Тюмени. Таких машин в полку было мало, основная масса состояла из планеров А–7 (рисунок слева) и Г–11.
       КЦ–20 (рисунок справа) имел грузоподъемность более двух тонн, и первый полет запланировали в осажденный Ленинград с грузом продовольствия. На Ладоге «ледовая дорога» ввиду интенсивного таяния льда перестала функционировать, а корабли были блокированы в порту сплошными ледяными полями. Доставлять грузы могла только авиация.
       С рассветом аэропоезд в составе планера и самолета–буксировщика  СБ  стартовал к аэродрому подскока, где должен был взять груз для Ленинграда. Тишину в планере лишь слегка нарушал шум моторов буксировщика, да свист воздуха, обтекавшего длинные крылья. Ровно в восемь часов увидели аэродром. Ильину показались странными черные пятна на заснеженном поле. Сделав круг за буксировщиком, пилоты заметили красный крест на снегу, запрещающий посадку – летное поле было изрыто воронками от недавнего налета немецких бомбардировщиков. Летчик СБ, покачиванием крыльев, требовал отцепить буксировочный трос. У него кончалось горючее.  Чубуков потянул на себя рычаг и расцепил замок. Несмотря на запрет, пришлось садиться. Выбрали место. где воронок было поменьше, и удачно приземлились. Пилоты получили нагоняй от старшего начальника на аэродроме за опасную посадку.
       Капитан Мокшанов из их полка, прилетевший ранее, приказал собираться в обратный путь. Аэродром сильно пострадал от налета, сгорело несколько самолетов, бомба попала в землянку технического состава и похоронила там сразу 50 человек. Пострадал и склад с продовольствием. Оставшийся техсостав подлатал место взлета, аэропоезд с груженым людьми планером с трудом взлетел и взял курс на свой аэродром.

       В мае в казарму к пилотам–планеристам зашел начальник штаба эскадрильи капитан Борисенко и спросил желающих на выполнение боевого задания на планере А–7. Отозвались все, Ильин одним из первых. Чубуков, хоть и был недоволен, пожелал Михаилу удачного полета.
       Группой перелетели на аэродром  Старая Торопа, оттуда поодиночке ночью улетали на партизанскую площадку в Белоруссию. При взлете Ильин ориентировался на пламя, вылетавшее из патрубков двигателей буксировщика. Когда самолет скрывался в облаках, ориентиры исчезали. Приходилось ждать и затем выправлять положение планера в пространстве. Через час полета свинцовыми стали руки, заныла перенапряженная спина, вместо двух огней от выхлопов моторов в глазах их стало множество.
       Когда пролетали линию фронта, множество прожекторов шарили по небу, выискивая аэропоезд. Михаилу казалось, что все снаряды летят в него, сжавшись в комок, он ждал удара. Мелкие осколки барабанным боем простучали по правому крылу. Крыло с пятью пробоинами продолжало нести фактически огромную летающую бомбу, в фюзеляже которой находились ящики с толом и детонаторами, патроны и скрутки бикфордова шнура. Разноцветный кошмар закончился как-то сразу, и вскоре на земле появились огни сигнальных костров партизанской площадки Селявщина.
       Посадка в темноте на незнакомую площадку получилась жесткой, планер почти переломился пополам. Счастье, что груз не сдетонировал. Подбежавшие партизаны первым делом попросили закурить, быстро перенесли боеприпасы на подводы.
       Михаил, хромая на ушибленную ногу, пошел к костру, где сидели партизаны и ранее прилетевшие планеристы. Только через месяц на прибывшем самолете Р–6 их доставили на Большую землю.

       Ильин сделал еще несколько полетов в район Селявщины к партизанам бригад Марченко, Охотина и Дубровского.

       После третьей для Михаила десантной ночи к народным мстителям прилетело еще десять планеров.  Первый приземлился между костров благополучно. Второй уже почти приземлился на поляне, когда внутри раздался взрыв и планер, разломившись, рухнул на землю. Как потом выяснилось, у одного десантника в руках взорвалась граната. Пилот Николай Олоновский был ранен осколками. но остался жив. Его сразу отправили в партизанский госпиталь, где он пролежал больше недели.
       У партизан планеристов тяготила бездеятельность. На боевые операции партизанские командиры их не пускали. Через несколько дней Ильин уговорил пилота прилетевшего за ранеными самолета Р–5, забрать их с Олоновским.  В кассетах для бомб. расположенных под крыльями, они благополучно долетели на свою базу.

       В четвертом полете к партизанам Ильину пришлось сажать планер рядом с проходившим между карателями и партизанами боем. Боеприпасы моментально забрали из кабины. Немцы окружили группу партизан, с которыми был Ильин,  на островке среди болота. Почти десять суток пришлось держать оборону. Помогла соседняя бригада, прорвавшая кольцо окружения.

       Пятый полет прошел для Михаила Ильина благополучно.  Отдыхать его отправили в деревню Межево, стоящую недалеко от места посадки. В ней жил только старый конюх, остальных 38 человек каратели сожгли живьем в сарае. Потрясенный увиденным, Ильин просил у командира разрешения пойти с группой на боевое задание, но получил категорический отказ. Пришлось ему стать мужским парикмахером на целый месяц пребывания в бригаде.

       Интенсивность помощи партизанам можно оценить только по одному дню – 23 мая 1943 года. В эту ночь за линию фронта было переправлено 18 планеров, которые доставили 118 человек, две тонны груза на аэродром Бегомль. На замену выполнившим свои функции десантным планерам группа планеристов перегнала за 6 часов новенькие А–7 с завода № 499, находившегося в Заводоуковске»».

-2

15. Подвиг капитана

««Над аэродромом Старая Торопа неспешно проплывали легкие белые облака. Лето только-только вступало в свои права. Капитан Березовский быстрым шагом обходил стоянку самолетов–буксировщиков. Первый авиапланерный полк ВДВ получил особое задание Верховного Главнокомандующего – доставить оружие, боеприпасы и подрывников в партизанские бригады Белоруссии. Перед летним наступлением 1943 года немецкое командование решило обезопасить свои тыловые коммуникации от результативных действий народных мстителей. Было выделено для проведения карательных операций несколько дивизий СС. Командиры партизанских соединений обратились в Центральный штаб партизанского движения  за помощью.
       И.В.Сталин приказал заводам, выпускавшим тяжелые транспортные планеры Г-11 и А-7 в течение месяца выпустить по 50 изделий и осуществить на этих планерах доставку всего необходимого в партизанские соединения.
       Вот и торопился капитан Березовский проверить материальную часть перед ночным рейдом в тысячу километров. Его эскадрилья первой должна была доставить взрывчатку и боеприпасы на небольшую площадку в густом лесу.
       Для доставки тяжелых десантных планеров к месту посадки используют самолеты-буксировщики (см.рисуок). Пять хорошо повоевавших бомбардировщиков, о чем говорили множество заплат на крыльях, стояли на летном поле. Экипажи проверяли работу двигателей, заправляли самолеты горючим.
       Березовский был не новичком в авиации. С начала войны до лета 1942 года он на своем «ишачке» (истребителе И-16), участвовал в жарких схватках с немецкими «Мессершмитами-109». В одном из боев две пули, выпущенные «худым», попали в кисть руки Березовского. Врачи сделали все, чтобы спасти руку, но путь в истребители был закрыт. Командование предложило летать на планерах и он согласился.

       Для выполнения задания из глубокого тыла в полк прибыло 30 десантных планеров А-7. В сцепке с самолетом СБ и ДБ-3Ф обычно летело по два планера, соединенные 100-метровым буксировочным тросом. Березовский проконтролировал загрузку 10 планеров, лично осмотрев размещение тюков внутри кабины. Были случаи, когда, благополучно долетев до партизанской площадки, из-за смещения груза планеры взрывались при приземлении.
       С наступлением темноты аэросцепки поднимались в воздух, постепенно поднимаясь до высоты 3000 метров. Курс на запад. Сейчас самым главным в сцепке стал штурман – от него зависело нахождение посадочной площадки. По расчетам, время полета 3,5 часа.
       Штурман не подвел, на земле загорелись костры в виде треугольника. Перед вылетом капитан собрал планеристов, объяснил, что первым сажать планер будет он. Если после благополучного приземления будет выпущена зеленая ракета, остальные планеры по очереди должны следовать на посадку. Березовский, делая виражи над площадкой приземления, быстро снизился. Планер заскользил по траве, остановившись в ее центре.
       Капитан вышел из планера, зацепил за голенище сапога рыболовный крючок, к которому была привязана леска. Сделав несколько шагов вперед, он почувствовал натяжение лески и остановился. Из темноты к нему бежали люди. Когда они крепко схватили его за руки, отобрали пистолет, он понял, что это ловушка – ложная площадка, организованная немцами.
       Березовский сделал еще один шаг вперед, леска вырвала чеку гранаты, которая находилась в тюке с взрывчаткой в грузовом отсеке планера. Мощный взрыв разметал планер и окружавших капитана врагов, дав сигнал остальным планеристам искать,  используя запас высоты, настоящую партизанскую площадку.

       В десяти километрах от места гибели командира загорелись костры. Груз был доставлен по назначению.   

       Капитану Березовскому в этот день исполнилось 29 лет»».

Н. Чупиро. 15. Подвиг капитана (Александр Соханский) / Проза.ру

Продолжение: https://dzen.ru/a/Zw9MsxSl6Xa-3SOZ

Другие рассказы автора на канале:

Александр Соханский | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен