Тунберг – это не только барбарис, хотя сочетание слов барбарис Тунберга воспринимается так привычно и обыденно. Карл Петер Тунберг (Carl Peter Thunberg) был первым европейцем, описавшим для нас фатсию японскую (Fatsia japonica).
Впрочем, сбор растений и публикация в результате книги «Flora Japonica» были не единственным занятием ученого и медика. Сами японцы тоже оценили его заслуги, правда, совсем по другому поводу. В 1825 году в Нагасаки ещё при жизни Тунберга ему поставили памятник — событие для закрытой страны экстраординарное. Так уж получилось, что, как только европейцы стали приезжать в Японию, они завезли туда неведомую доселе пикантную болезнь, которая быстро стала превращаться в эпидемию. Тунберг помогал лечить пациентов и рассказал местным врачам о методе ван Свитена, в общем, можно сказать - всех спас.
А вообще Тунберг хоть и швед, и ученик Карла Линнея, но в Японию поехал под видом голландца под эгидой Голландской Ост-Индской компании. Ему даже пришлось выучить голландский язык и устроиться туда врачом – иначе не пустили бы.
Пока уже знакомый нам другой швед - Магнус Лагерстрём и Шведская Ост-Индская компания поставляла Линнею образцы растений из Индии, Тунберг путешествовал и изучал флору тех мест, где были голландские поселения и торговые представительства. Так он и получил признание как «отец южноафриканской ботаники», «пионер западной медицины в Японии» и даже был прозван «японским Линнеем».
Вернемся к нашей фатсии.
Fatsia japonica — вечнозеленый кустарник из семейства аралиевых, произрастающий на юге Японии и в Южной Корее в тени лесов. В Японии его традиционно высаживали на северной стороне дома, чтобы отгонять злых духов. Мне свою фатсию пришлось посадить в полной тени от забора, но на южной стороне дома, т.к. я пытаюсь найти для нее самое теплое и безветренное место.
Листья фатсии кожистые и крупные, пальчато-лопастные - напоминают ладошки. Это нашло отражение в японском названии "Yatsude" (八つ手) – «восемь рук», ну или, по сути, много рук/пальцев. На самом деле количество лопастей всегда нечетное – 7, 9 или 11. Считается, что европейские ботаники просто не смогли корректно выговорить японское название и исковеркали его, вот и получилось «фатсия».
На языке цветов (помните такой из статьи про нандины?) фатсия олицетворяет благоразумие, дружбу и здоровье.
Другое японское название — Tengu no uchiwa, «веер Тэнгу». В фольклоре длинноносый горный гоблин Тэнгу носит веер, сделанный из листа фатсии. А веер этот обладает способностью увеличивать или уменьшать нос своего владельца и создавать сильные порывы ветра.
У нас с ветрами и так все в порядке, без всяких Тэнгу. В прошлом году так зимой задуло, что у соседей забор упал. Поэтому место я искала самое тихое и спокойное.
F. japonica прекрасно себя чувствует в полутени на влажной кислой или нейтральной дренированной почве, а на юге - лучше в полной тени, и является зимостойкой в регионах 7-8 USDA zone (до -15 С). У меня, однако, довольно нежный сорт – ‘Spider’s Web’ (он же 'Tsumugi-shibori'). Молодые растения могут страдать от холодов, но устойчивы к жаре (при правильном месте посадки - полная тень). К выбору места посадки надо подойти ответственно: зимой тень и отсутствие сильного иссушающего ветра уберегут нежные листья от ожогов.
Листья у ‘Spider’s Web’ словно покрыты паутинкой. Особенно белый цвет заметен по краям листа и у маленьких молодых листочков, которые кажутся совсем кремово-белыми. Это не похоже на привычную вариегатность, где пятнышки всегда более крупные (есть и такие сорта фатсии). На самом деле я долго сомневалась, понравится ли мне такое «болезненного вида» растение. Но, как ни странно, вживую она мне показалось интереснее, чем на фотографиях. К тому же она растет медленнее, чем вид, вырастает примерно до 2 м. Это актуально для маленького сада.
В европейских садах фатсии популярны с 19 века и ценятся за экзотический, пышный, тропический вид. Прекрасно сочетаются с папоротниками, хостами и другими тенелюбивыми растениями.
Меня впечатлили массовые посадки F. japonica в городском озеленении в Дублине. Зимой там жутко неприятно гулять из-за влажности и сильного ветра, но каких-то очень серьезных морозов не бывает. Я посещала город в феврале и поразилась, насколько он зеленый (ничего удивительного, что это их национальный цвет). Фатсии росли в парках и выглядели очень счастливыми, в то время как люди кутались в шерстяные шарфы.
О других вечнозеленых лиственных растениях можно почитать здесь:
✅ В моем саду растет много интересных кустарников и деревьев. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью.
😉 Как всегда признательна за ваши комментарии и лайк. 👍